Суд посчитал, что Паоло Маккиарини виновен лишь в том, что проводил экспериментальную процедуру на пациенте, не находившемся на момент операции в критическом состоянии.
Шведский суд признал итальянского хирурга, в прошлом прославившегося, как первопроходца в хирургии трахеи, виновным в причинении телесных повреждений пациенту, но снял с него обвинения в нападении.
Маккиарини, заявивший в 2011-м о проведении первой в мире трансплантации синтетической трахеи с использованием стволовых клеток, был признан на тот момент величайшим хирургом-экспериментатором, а созданная им процедура трансплантологии объявлена прорывом в регенеративной медицине.
Но вскоре появились утверждения, что хирургическая процедура была проведена Маккиарини по крайней мере одному пациенту, не находившемуся на время операции в критическом состоянии, что является преступлением.
Судебный процесс
Во время майского судебного разбирательства, проходившего в окружном суде Сольны, прокуратура утверждала, что операции над тремя пациентами в Швеции представляли собой нападение или, альтернативно, причинение телесных повреждений по небрежности, поскольку Маккиарини проигнорировал «науку и проверенный опыт».
Окружной суд согласился с прокуратурой, но оправдал Маккиарини по двум пунктам, поскольку здоровье этих пациентов было без того в ужасном состоянии. «Учитывая состояние первых двух пациентов, районный суд считает, что процедуры в отношении их были оправданными», — говорится в судебном заявлении.
Однако в случае с третьим пациентом суд признал итальянского хирурга виновным в «причинении телесных повреждений».
«На момент операции третьему пациенту опыт первых процедур был таким, что хирургу следовало воздержаться от того, чтобы направить на операцию еще одного пациента», — заявил суд.
Маккиарини был приговорен к условному сроку, означающему, что если он совершит еще одно преступление в течение двухлетнего испытательного срока, то его приговор будет ужесточен.
Смертельная альтернатива хирурга-экспериментатора
Вместе со своими коллегами 63-летний Маккиарини провел в общей сложности восемь трансплантаций искусственной трахеи в период с 2011-го по 2014 год – три в Швеции и пять в России.
Все три пациента-шведа умерли, хотя их смерти не были напрямую связаны с операциями. Согласно СМИ, четверо из пяти российских пациентов также умерли.
Сам Маккиарини настаивал в суде на том, что предпринятая им трансплантация была альтернативой, решение о которой каждый раз принималось после того, как были исключены все другие варианты – то, что он назвал «планом Б».
Его адвокат Бьорн Хертиг тем временем настаивал на том, что все операции были результатом «командной работы» и обсуждались с другими старшими коллегами-хирургами.
После решения, вынесенного в четверг (16 июня), Хертиг заявил, что, хотя его клиент надеялся на оправдание по всем пунктам обвинения, суд оправдал его по «существенным частям». «Мы выиграли большую часть дела», — сообщил он агентству AFP.
Главный прокурор Джим Вестерберг заявил, что его команда не ожидала такого приговора. Он назвал «полной неожиданностью», что суд в значительной степени опирался на мнение о том, что тяжелое состояние здоровья пациентов оправдывает любые решительные меры.