Тасмания: как киты оказались на мели и как их спасали

После того, как 230 гринд попали 21 сентября в ловушку на отмели у западного побережья Тасмании, почти сразу же началась борьба за спасение этих китов. Источник: The New York Times.

Гринды – разновидность дельфиновых – могут достигать 6 м в длину и весить около двух тонн. В большинстве случаев их мышечная масса является преимуществом: у них мало естественных хищников, и они, в свою очередь, смертельно опасны для головоногих, которыми питаются.

Но если гринда окажется на отмели – ее габариты могут стать причиной смерти. «Из-за того, что они такие тяжелые, вес их тела буквально раздавливает внутренние органы, — рассказала Ванесса Пиротта, ученый, работающий в сфере дикой природы в сиднейском Университете Маккуори. — В зависимости от того, в каком положении они оказываются – вертикально или на боку – это ставит под угрозу способность их легких нормально функционировать».

И по прошествии нескольких часов спасательная миссия превращается в борьбу с вероятностью. У спасателей есть максимум день или два, прежде чем внутренние органы животных будут слишком повреждены. «В тот момент, когда происходит посадка кита на мель, их часы начинают обратный отсчет, — сообщила доктор Пиротта. — Чем дольше животное находится на отмели, тем меньше вероятность того, что оно сможет вернуться обратно в море».

Смертоносная отмель

К концу четверга погибло уже около 200 огромных млекопитающих. Но, вопреки самым худшим прогнозам, спасателям удалось спасти еще около 32 гринд, привязав их к лодкам, предоставленным местными рыбаками, и вытянув на глубину за пределами гавани. Каждая лодка могла переправить за раз только двух китов, по одному с каждого борта, и каждое такое спасение занимало один час.

«Они очень медленно выходят с китами в море, пока те придут в себя», — объяснил Сэм Геррити, местный шкипер, работающий в сфере туризма.

Но нет никакой гарантии, что после такого спасения гринда выживет. Ослабленные пребыванием на суше киты не всегда достаточно сильны, чтобы справиться с суровыми океанскими условиями. Они могут оказаться не способны плыть против приливного течения, выталкивающего их обратно на отмель.

«Они довольно ослаблены, когда мы их выпускаем, — заявил на пресс-конференции в пятницу Крис Карлайон, морской биолог на службе правительства Тасмании. — Нам нужно дать им некоторое время, чтобы они могли привести свою физиологию в нормальное состояние».

Путешествие обратно в море – возможность для животных успокоиться после тяжелого травматического опыта. «Я сравниваю это с концертом, на котором возникает паника из-за внезапного пожара, — заявил Олаф Мейнеке, морской исследователь из брисбенского Университета Гриффита. — Киты не могут принимать сознательные решения, находясь в эмоциональном стрессе».

Некоторые из уже эвакуированных вернутся обратно на отмель, где остаются другие киты, особенно если спасенные услышат их крики. «Гринды испытывают стресс и страх потерять партнера или друга, и тогда это фактически перевешивает все их инстинкты выживания», — объяснил доктор Мейнеке.

К утру пятницы лишь несколько ранее спасенных китов вновь вернулись на отмель, что учеными считается за победу. Из вернувшихся гринд одна погибла на пляже, еще пятеро были усыплены.

Гидролокационная слепота

Для китов, пользующихся эхолокацией для своей навигации, выход на мелководье вблизи пляжа может стать смертным приговором. «Они утрачивают возможность ориентироваться, — пояснил доктор Мейнеке. — Мутный осадок, взвешенный в водной толще на отмели, серьезно мешает работе их сонара».

Так начинается смертельная цепочка взаимопомощи: один застрявший на отмели кит зовет на помощь, к нему бросаются другие особи из его стаи и тоже не могут спастись. «Возникает каскадный эффект, когда вся стая перемещается в эту опасную зону. В конце концов все они оказываются там, но выбраться уже не могут», — сообщил Олаф Мейнеке.

Киты паникуют все сильнее, мечутся по отмели, и в результате почти сотня животных выбрасывается на пляж. По словам доктора Мейнеке, гринды – глубоко социальные животные, остающиеся в стаях своих матерей на всю жизнь, образуя тесные связи со своими родственниками и друзьями.

Возврат погибших китов морю

Как только все животные, которых возможно спасти, вывозятся в открытое море, рабочим предстоит решить трудную задачу по избавлению пляжа от мертвых тел.

В пятницу утром ученые впервые взяли образцы у трупов на тасманском пляже, чтобы поделиться ими с исследователями по всему миру. «Изучая их генетику, мы можем понять, как животные могли быть связаны между собой», — рассказал Дэвид Хокинг, ученый из Тасманского музея.

Затем рабочие использовали целый арсенал внедорожников, тракторов и телескопических погрузчиков для буксировки китовых тел примерно на полтора км вдоль побережья к месту, где их можно было бы легко вытянуть в море. Трупы были сложены в ряд на протяжении сотен метров, их грудные плавники были направлены к небу, а толстая веревка – привязана к их хвостам.

Если позволяла волна на море, одна лодка тащила в конвое десятки мертвых китов, связанных по очереди. Затем, примерно чрез 10 км, киты сбрасывались в океанские глубины.

Спасательная операция, выполненная на этой неделе около городка Стран с населением менее 650 человек, произошла спустя два года после того, как 470 китов оказались на берегу в этом же районе.

Преодоление выброса на мель такого количества китовых – их защита от солнечных ожогов, возвращение в море и последующая уборка мертвых тел – требует огромных усилий, поддержки почти всего местного сообщества. А спасение даже нескольких десятков особей, как это произошло близ Страна на этой неделе, – триумф вопреки всему.

«Все мы многому научились в прошлый раз», — со вздохом произнес капитан Геррити, имея ввиду рекордную выброску на мель в 2020-м.