По дороге домой мне приходится идти через небольшой пустырь, где обычно гуляют мамочки с детишками. В тот день я уже почти его миновала, когда заметила девочку лет семи. Она была одна, красное заплаканное лицо и лихорадочное метание от газона к дороге ясно показывали, что девочка потерялась. Она утвердительно кивнула, когда я об этом спросила.
Она гуляла с бабушкой, но бабушка куда-то делась. Я спросила, есть ли у нее телефон. Нет, она не берет телефон на прогулку. Помнит ли она телефон бабушки или кого-то еще? Нет, не помнит. Не говорила ли бабушка, что уйдет на несколько минут в магазин? Нет, не говорила, бабушка не могла ее оставить. Как была одета бабушка? В черном, и еще у нее красная сумка. Оглядев пустырь, я увидела нескольких женщин, все они были одеты в темное. Кто-то разговаривал, кто-то присматривал за ребенком. Одна прогуливалась по дорожке, в руке у нее был пластиковый пакет с бордовым рисунком. Со своего роста взрослого человека я хорошо видела всех, кто был на пустыре. Но от девочки они были скрыты небольшой снежной горкой. Сколько времени она чувствовала себя потерявшейся? Не меньше пяти – семи минут. Счастье, что не натворила глупостей, не бросилась через оживленную проезжую часть к дому. Подождав еще минуту, пока бабушка не станет отчетливо видна, и получив от девочки подтверждение, что это действительно она, я ушла.
Образцовая Аня
Может быть, я не обратила бы внимания на эту девочку, если бы в прошлом году не встретила другую потеряшку. Та была постарше, вероятно, лет девяти-десяти. Она сама остановила меня и попросила телефон, чтобы позвонить. Девочка нервничала, шмыгала носом, но слезы сдерживала. Я спросила, кому будем звонить? Маме. Номер она знала наизусть. Дозвонившись, быстро попросила срочно перезвонить. Мне пояснила: это чтобы не тратить мои деньги. Во время разговора, спросила у меня, где она сейчас находится. Отдавая телефон, сказала, что за ней скоро приедут, и передала мамину благодарность за помощь.
Я ушла, а минут через пятнадцать, переодевшись и взяв собаку, отправилась на вечернюю прогулку. Девочка по-прежнему стояла у соседнего дома. Увидев меня, радостно улыбнулась, но тут же вспомнила, что я – чужой человек, и ее лицо стало сосредоточенным. Я еще раз предложила ей телефон, узнать, скоро ли за ней приедут. После разговора она посчитала, что невежливо теперь держать меня совсем уж в неведении. Поэтому пояснила, что мама на работе и сама приехать не может, придет мамина подруга. Правда, девочка ее не знала и слегка беспокоилась, ей хотелось, чтобы я подтвердила, что женщине, которая узнает ее по одежде и назовет по имени, можно доверять. Тут мы и познакомились, девочку звали Аня. Живет она на соседней улице, как я поняла, примерно в пяти трамвайных остановках от нас. Номер дома и квартиру она, конечно, не назвала. Узнать, как она оказалась здесь одна, без телефона, я не успела, к нам подошла улыбающаяся молодая женщина, и мы сразу поняли: это мамина подруга.
Обсуждаем заранее
Ребенок может потеряться так и тогда, когда взрослому это и в голову не придет. Вы, отойдя в тень деревца, прекрасно видите свое чадо, но от него вы этим деревцем заслонены. Ребенок играет, но время от времени проверяет, есть ли рядом близкий взрослый. Обнаружив, что он один, ребенок пугается, начинает вас искать. Что если как раз в это время вы отвлеклись на телефонный звонок, на вопрос прохожего? И вот уже малыш бежит в другую от вас сторону. Обнаружив пропажу, теперь вы начинаете искать. Сколько времени на это уйдет, какой силы страх испытает за это время ребенок?
Может потеряться даже, казалось бы, уже большой и толковый школьник. Он уже сам ходит за покупками в ближайший магазин, он уже сам ездит на общественном транспорте в школу. Но по дороге из школы он может случайно проехать на остановку или две дальше: например, заиграется с новым смартфоном. Что он сделает, оказавшись в незнакомом месте?
Значит, ребенка нужно подготовить к такой ситуации, проиграть с ним сценарий «потерялся», «заблудился».
А что же взрослый?
Взрослый, увидев одинокого и растерянного ребенка, не должен проходить мимо. Скорее всего, ребенок потерялся и ему нужно помочь. Не стоит сразу пускаться в подробные расспросы, этим можно напугать его еще больше. Будьте корректны и деликатны, дайте ему немного привыкнуть к вам. Определив проблему, предложите связать его с родными.
И еще один деликатный момент: нервничающий ребенок, вероятно, хочет в туалет. Это усиливает его мучения. Дайте санкцию на снятие общественных запретов: предложите потеряшке присесть в ближайших кустиках. Если кустиков поблизости нет, а есть знакомое ребенку учреждение (школа, поликлиника, детский сад), можно предложить воспользоваться этой возможностью.
Как бы вы ни были заняты, не оставляйте потерявшегося ребенка одного. Он находится в опасности. С ним может случиться непоправимое только потому, что вы торопились к началу телесериала или хотели успеть оплатить квитанции… Если с потеряшкой что-то произойдет, вряд ли вы сможете простить себе это.
Подготовьте малыша
Разучите ваш адрес и пару телефонных номеров. Годам к шести дети уже способны их запомнить.
Объясните малышу, как он может сориентироваться (понять, где расположена остановка автобуса, идущего в обратную сторону, узнать название улицы).
Расскажите, к кому надо обращаться за помощью. Желательно, чтобы это было официальное лицо: полицейский, кассир или охранник в супермаркете. Если таковых поблизости нет, то ребенок должен сориентироваться по возрасту, полу, внешности взрослого. Думаю, Аня не случайно выбрала меня – женщину средних лет.
Объясните, какую помощь надо запрашивать у незнакомого взрослого. Это во многом зависит от возраста ребенка. Универсальная просьба: связаться с родными. Можно попросить вызвать полицейских или объяснить, какой автобус идет до нужной остановки.
И чего нельзя делать. Скорее всего, потерявшемуся ребенку встретится порядочный человек, но не стоит рисковать и десятой долей процента. Ребенок никуда не должен идти с незнакомым взрослым (если это не полицейский), даже если тот предлагает отвести его домой, к маме. Ребенок не должен называть свой точный адрес (особенно если у него в кармане ключ) и выдавать другую личную информацию. Ребенок не должен позволить втянуть себя в доверительный разговор, с незнакомым взрослым вообще не следует много говорить.
По материалам: news-smi.ru
О
Н
А
С
↓