Что такое гомеопатия и в чём её сила. С главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой встретился президент Российского гомеопатического общества и директор Московского гомеопатического центра, кандидат медицинских наук Владимир Мищенко.
Гомеопатия давно стала привычной и достаточно распространенной областью медицины, но до сих пор на ней лежит налет некой мистики… В чем тут дело?
— О гомеопатии пишут, что это все мистика, и она основана на том, что пациент принимает гранулы, верит, что ему будет хорошо, и выздоравливает. Пишут также, что якобы православная церковь против гомеопатии, что клинические испытания не доказывают очевидности лечения гомеопатическими препаратами. Но при этом рынок таких лекарственных средств стремительно растет, и они продаются уже вместе с обычными препаратами. Так все-таки что это такое? Чему помогает гомеопатия?
— Можно определить гомеопатию как регулирующий тип терапии, направленный на восстановление защитных сил организма. Известен принцип гомеопатии: лечение подобного подобным, это слышали все.
— Да, клин клином…
— Клинышком. Принцип этот известен давно, со времен Гиппократа, более двух тысяч лет. А сам метод гомеопатический сформировался на рубеже XVIII-XIX веков благодаря работам немецкого врача Ганемана. Он-то и сформулировал основные положения, внедрил метод приготовления гомеопатических лекарственных средств, и очень много об этом методе написал, рассказывал и применял в практике. Жил он долго — до 88 лет.
— И потреблял вот эти свои гранулы, которые он сам изобрел
— Сам-то ладно, он же окружающих, своих родственников вовлекал в эти процессы исследований клинических. Он рисковал, скажем, не только собой.
— А если там микроскопические дозы лекарств, чем он рисковал- то?
— Что значит микроскопические дозы? Ведь доза и разведение в гомеопатии — это разные совершенно понятия. Доза — это количество лекарственного средства, те же крупинки — допустим, пять шариков. А то, что в шариках — это называется потенция по-гомеопатически. Это лекарственное средство, разведенное много-много раз. И современными методами в лекарственном средстве после 12-сотенного разведения невозможно установить молекулы этого лекарственного средства. Это один из аргументов оппонентов гомеопатии, что якобы это пустышка. Но в настоящее время появились работы, не связанные с медициной или с гомеопатией, а физико-химические работы, которые свидетельствуют, что в разведенном много-много раз растворе остаются волновые колебания или кластеры, в которых есть молекулы тех же водных растворов. Большая наука свидетельствует: в мире у нас не все так просто, как мы себе представляем. Ну, а задача найти этот механизм действия лекарственного средства — это задача будущего.
— 200 лет лечат, а при этом до сих пор непонятен механизм действия?
— Совершенно верно. Мы проанализировали 16 лет развития нашего метода лечения гомеопатического и установили, что за этот период в России защищено 160 диссертаций.
— Это не говорит об эффективности лечения.
— Почему же нет? Ведь эти диссертации защищались не в гомеопатических советах, а по разным специальностям: педиатрия, неврология, терапия, восстановительная медицина, фармацевтика. И наши коллеги защищали свой труд иногда перед предвзятой аудиторией. Многие диссертации как раз посвящены клиническому исследованию гомеопатических лекарственных средств на различных группах населения, возрастных периодах. Сейчас появились диссертации, научные работы в ветеринарии.
Животные болеют ведь так же, как люди. Некоторые оппоненты гомеопатии говорят, что прием гомеопатического лекарства сродни приему плацебо, в нем больше психологии, чем пользы. Но с животным "психология" не пройдет. Животное отреагирует только тогда, когда ему станет легче, как и ребенок до года. Он же не может понять, что ему дают, какое лекарственное средство? Он реагирует только так, как реагирует — или ему лучше, он изменяет свое поведение, или ему становится хуже — нужно принимать какие-то терапевтические действия. Поэтому в плане научных подтверждений метода, я считаю, что в принципе достаточно уже научных исследований для того, чтобы гомеопатия считалась в медицине наряду с остальными другими специальностями.
— Почему нельзя просто выпить таблетку? Почему нужно принимать постепенно-постепенно? Ведь гомеопатия не может лечить какие-то экстренные случаи?
— Как раз она применяется при таких состояниях. Например, простудное состояние — это острое состояние?
— Да, достаточно острое
— Гомеопатия очень хорошо себя зарекомендовала в лечении простуд.
— Есть известные препараты, которые уже рекомендуют и обычные врачи? Оциллококцинум, например.
— На самом деле, их много, это лишь один из. Кстати, этот препарат прошел проверку так называемым рандомизированным исследованием, причем, не в одной стране. Французы установили его эффективность, заявили его на рынке и сейчас реализуют не только в России, во Франции, но и в других странах.
— У нас сейчас масса препаратов на рынке. И огромная реклама, которая предлагает вылечиться по-быстрому. …Или вс же начинать пить гомеопатические лекарства. Как сделать правильный выбор?
— Если мы говорим о самолечении, кстати, этот процесс распространенный во всем мире, то достаточно купить препарат в аптеке и принимать согласно инструкции. А если вы обращаетесь к врачу, то он вам будет рекомендовать то или иное средство, учитывая ваше состояние, особенности течения той же простуды, она у каждого по-разному протекает.
— А можно совмещать прием обычных и гомеопатических средств?
— Я всех ориентирую на гомеопатические лекарственные средства. Но лучше принимать то, во что ты веришь. Это только усилит эффект.
— А есть ситуации, когда нужно принимать только гомеопатические средства, и когда человек не может принимать обычные?
— Конечно, но нужно все-таки с врачом консультироваться.
— Какие болезни лечат гомеопатические средства? Не только ведь грипп?
— Да, конечно. Во-первых, мы с вами говорили, что есть комплексные лекарственные препараты гомеопатические, которые можно купить в аптеке, где есть инструкция, и написано, в каких случаях его принимать. Но доктор Ганеман, основатель гомеопатии, считает, что назначать препарат надо с учетом индивидуальных особенностей того или иного пациента. Поэтому в данном случае рисуется такой принцип медицины — лечи больного, а не болезнь. Та же простуда, тот же грипп у трех человек может протекать с совершенно разными симптомами, по-разному. И нужно подбирать лекарственное средство индивидуально для этого человека. Поэтому гомеопатию можно принимать независимо от академического диагноза, а только с учетом тех или иных страданий конкретного человека в конкретное время.
— Это и болеутоляющие?
— Конечно. Ведь та же головная боль у каждого по-разному проистекает. Симптом учитывается, но к нему подбираются разные лекарственные средства. Такого нет, чтобы ты пришел с головной болью, тебе дали какое-то гомеопатическое лекарственное средство, и ты, счастливый, ушел.
— Ведь у головной боли могут быть разные причины, и эти причины нужно решить совершенно разным образом — это может быть и давление, и мигрень…
— Конечно. А у тех тоже могут быть свои причины — почему давление, почему мигрень, почему все остальное… Поэтому первичный прием врача-гомеопата длится не меньше часа-полутора, а то и двух.
— Я слышала, что задаются вопросы самые неожиданные.
— Врач должен выяснить все моменты, связанные с жизнью человека.
— А какова вероятность того, что это заключение доктора-гомеопата будет правильным? Много каких-то субъективных есть вещей. И человек не всегда может о себе все рассказать.
— А вот в этом опыт врачей и заключается, чтобы задать те вопросы, которые его интересуют. И это тоже целая наука.
По материалам: news-smi.ru