Впервые прошла операция на сердце нерожденного ребенка. Уральские хирурги провели первую в России внутриутробную операцию на сердце плода. Состояние здоровья как пациентки (беременной женщины), так и пациента (32-недельного плода) медики оценивают как удовлетворительное.
Пациентка из Свердловской области дважды пыталась выносить ребенка, но оба раза плод погибал из-за тяжелого порока сердца. На 21-ой неделе ее третьей беременности специалисты снова поставили тот же диагноз. Гипоплазию (недоразвитие) левых отделов сердца плода отягчила опасность закрытия так называемого овального окна между правым и левым предсердием, которое обеспечивает кровоснабжение во время внутриутробного развития. Если бы отверстие закрылось, в сердце плода перестала бы циркулировать кровь. Но даже в противном случае шансы родится у таких детей всего 50 процентов: половина новорожденных с такими тяжелыми диагнозами погибает.
Женщина наблюдалась в Уральском НИИ охраны материнства и младенчества (НИИ ОММ). На консилиуме ведущие специалисты решили оперировать сердце плода, на 32-ой неделе оно размером всего лишь с фалангу большого пальца взрослого человека. Для вмешательства выбрали менее травматичный для женщины способ эндоскопии, когда инструменты вводятся через крохотное отверстие.
— Без калечащих разрезов, без кровопотери, с большей гарантией сохранения органа, с минимальным использованием анальгетиков и антибиотиков, с наименьшим риском инфекционных осложнений и с блестящими послеоперационными результатами, — характеризует эндоскопию академик Лейла Адамян, главный акушер-гинеколог Минздравсоцразвития РФ.
Как рассказали «РГ» в Уральском НИИ ОММ, к операции готовились два года, хотя еще не родившихся пациентов здесь оперируют с 2009-го: пациентам, размером с ладонь, переливают кровь, вливают лекарства, прочищают почки, разделяют близнецов. Все внутриутробные операции, имеющие экспериментальный статус, проводятся по федеральным квотам — бесплатно. Их проведение возможно только в крупных научных центрах, где консолидируются научные силы — ведущие специалисты и самое современное оборудование.
Немало времени уральские ученые потратили на изучение опыта зарубежных коллег, эксперименты на овцах, затем «добро» на проведение операции дал этический комитет. После приказа руководства НИИ о возможности такого вмешательства, в институте разработали первые в нашей стране протоколы операции. Потребовалось также время на утверждение согласия пациентки.
— С такими же показаниями мы сталкивались год назад. В принципе, могли бы провести операцию еще тогда, но женщина не решилась. Реальная перспектива гибели плода вынудила ее прервать беременность, — рассказала «РГ» Наталья Косовцова, руководитель группы внутриутробной хирургии НИИ ОММ. — И сейчас мы благодарны нашей пациентке за то, что она нам доверилась. Перед операцией мы волновались, наверное, намного больше нее.
Помимо бригады хирургов и анестезиологов НИИ, в операционной присутствовали кардиохирург и сосудистый хирург из областной больницы. 45 минут потребовалось Наталье Владимировне, чтобы провести трудоемкую, практически ювелирную операцию:
— Мы сделали пункцию медпредсердной перегородки, баллоном расширили это отверстие, и восстановили кровоток через овальное окно. Таким образом мы дали плоду возможность развиваться дальше.
Об отдаленных перспективах говорить еще рано, считают врачи: «Вот когда мы беременность доносим, потом родим, а затем ребенок станет пациентом кардиологов: сразу после рождения мальчика ждет еще одна операция»… Тем не менее первый опыт операции на сердце плода — это серьезное, этапное достижение российской медицины.
По мнению специалистов, ситуацию с детской кардиохирургией еще десять лет назад можно было назвать катастрофической.
— Огромное количество детей с пороками сердца умирало, не приходя к врачу. И не только финансовые причины обусловливали это. Многие родители рассказывают, что на местах им говорили: «Зачем вы ребенка будете мучить? Он у вас умрет без операции, а так умер бы после операции». Они совершенно не принимают тот факт, что 97 процентов вовремя прооперированных детей проживают полноценную жизнь, — утверждает профессор Сергей Никонов, руководитель научно-консультативного отдела НЦССХ имени Бакулева.
Согласно данным Росстата, в России ежегодно рождается 10000 детей с врожденным пороком сердца. На каждую 1000 рождений приходится десять детей, которые нуждаются в операции на сердце. Половина детей, не получивших вовремя оперативного лечения, умирают в возрасте до полугода, еще четверть — до года.
Пациентки, имеющие жизненные показания к высокотехнологичному вмешательству, приезжают в екатеринбургский НИИ со всей территории Урала и Сибири, добираются из Красноярска и Новосибирска. Перечень показаний узок, потому методики фетальной хирургии по самой своей сути обречены стать эксклюзивными. Внутриутробная хирургия во всем мире остается направлением экспериментальным и перспективным. Во всемирном конгрессе по фетальной хирургии, объект которой — плод в утробе матери, российские хирурги (из Екатеринбурга) впервые приняли участие только в прошлом году, большая часть специалистов практикует в США.
По материалам: directpress.ru
