В кабинетах врачей на Беверли-Хиллз американские знаменитости настойчиво добиваются рецептов на «Оземпик». Но чем на самом деле оборачивается потребление этого «чудо-лекарства»?
«Все сейчас сидят на этом лекарстве», — говорит доктор Даниэль Гиям, руководитель медицинского спа-центра в калифорнийском округе Вентура. Этот медцентр предлагает подтяжку кожи, коррекцию контуров тела, вагинальное омоложение и инъекции семаглутида, активного ингредиента нового датского препарата под торговым названием «Оземпик». Это лекарство стало особенно популярно в последнее время. По словам доктора Гияма, эти инъекции – самый сокровенный секрет Голливуда.
«Многие знаменитости на семаглутиде, — добавляет он. — И они, разумеется, будут заявлять, что это неправда».
Лекарство от диабета
Препарат, разработанный «Ново Нордиск», стал крайне популярным за последние два года, поскольку он помогает людям очень быстро сбросить вес. Он работает просто: вызывает химическое отвращение к пище. Если после инъекции «Оземпика» получивший ее попробует представить себе кусок свежего пирога или калорийный чизбургер с беконом, то его тело отреагирует спазмом тошноты и волнами плохого самочувствия. Это химическая реализация самой дикой мечты поведенческого психолога, «Заводной апельсин» для нездоровой пищи, гарантированное расстройство пищевого поведения в инъекциях.
В «Тик-ток» видео, документирующие потерю веса с помощью «Оземпика», набирают сотни миллионов просмотров. В Интернете ходят слухи о том, что именно этот препарат стал катализатором радикальной трансформации тел многих знаменитостей. В свою очередь, ряд музыкантов и актеров рассказали журналистам «Гардиан», что они лично знают известных людей в своих сферах, которые используют Ozempic, хотя ни один из них никогда в этом не признается.
Однако в компании «Ново Нордиск» среди достоинств «Оземпика» указывают потерю весу в самую последнюю очередь. В их рекламном ролике об этом эффекте препарата сообщается лишь после перечисления мер предосторожности и потенциальных побочных эффектов. Почему так? Потому, что Ozempic не продается в качестве препарата для похудения. Это лекарство от диабета.
Датский препарат завоевал популярность в медицинском сообществе благодаря своей способности снижать уровень сахара в крови или обуздывать уровень гликированного гемоглобина (A1C), что позволяет изменить жизнь пациентов к лучшему. А снижение аппетита – это один из его побочных эффектов.
Эффективное средство для похудения
Американка Триш Уилер – одна из многих тысяч потребителей препарата «Оземпик». В прошлом она регулярно занималась спортом и правильно питалась. О ней даже писали в фитнес-журнале. Но став старше, когда ее организм перешел в менопаузу, женщина обнаружила, что обычные методы контроля веса ей больше не помогают. «От диеты больше не было пользы, — говорит 53-летняя Уилер, — и мои суставы болели так, что я больше не могла регулярно заниматься спортом».
Когда разразилась коронавирусная пандемия, ее вес, как выразилась Уилер, «только увеличивался». Ей с большим трудом удалось сбросить около 9 кг, прежде чем врач прописал ей новое лечение: препарат «Оземпик». Лечение этим средством привело к резким переменам в жизни женщины: усталость, головокружение и учащенное сердцебиение.
Она призналась, что ее мозг «в последнее время работает очень-очень медленно», что ей стало сложно делать телефонные звонки и общаться в Zoom. Но она похудела более чем на 21 кг. «Из-за возраста или состояния здоровья, — говорит Уилер, — традиционные методы похудения могут стать менее эффективными, и этот препарат чудесным образом позволил мне преодолеть эти препятствия».
Но препарат Ozempic – не чудо, а лекарство. Препарат работает, потому что семаглутид имитирует гормон под названием GLP-1, регулирующий уровень сахара в крови. Если этот уровень повышается, то гормон заставляет организм производить больше инсулина, снижает содержание сахара в крови. Методика действия GLP-1 сделала его революционным при лечении диабета 2-го типа. Одновременно было показано, что этот же гормон замедляет прохождение пищи из желудка в тонкий кишечник, ускоряя чувство сытости.
Согласно исследованиям американской клиники Mayo, пациенты, сочетающие еженедельные инъекции семаглутида со здоровым образом жизни (сбалансированное питание, регулярные физические упражнения и т. д.), достигли потери веса на уровне 15 кг за 17 месяцев.
Когда Триш Уилер только начала принимать препарат, ее физические реакции на прием пищи почти мгновенно изменились. «Вначале меня тошнило, а после совсем малых порций еды или питья я чувствовала себя сытой, — вспоминает она. — Если я пыталась съесть еще несколько кусочков, то начинало казаться, будто еда выскочит обратно через мой пищевод. Было трудно выпить даже стакан воды, из-за чего я постоянно ощущала обезвоживание».
Нехватка препарата для диабетиков
Популярность «Оземпика» в сочетании с обещаемыми его производителем результатами привела к массовому дефициту запасов этого препарата по всему миру.
Весной 2022-го датская Novo Nordisk сообщила, что с трудом справляется с быстро растущим спросом. К примеру, в Австралии врачам были даны рекомендации отдавать приоритет использованию Ozempic только при лечении диабета 2-го типа.
В США агентство FDA бьет аналогичную тревогу, отмечая, что «периодические перебои с поставками» определенных дозировок семаглутида для инъекций (0,25 мг/0,5 мг и 2 мг) объясняются «ростом спроса на препарат». Некоторые американские врачи сообщили, что «Оземпик» находится в резерве до декабря 2022-го.
Реагируя на возрастающее количество назначений нового препарата не по прямому применению, в «Ново Нордиск» запустили в производство другое инъекционное лекарство под брендовым названием «Вегови»: химически идентичный инъекционный семаглутид в более высоких дозировках, специально предназначенный для лечения ожирения.
Сейчас сам Wegovy тоже в дефиците. В FDA сообщили, что распространение данного препарата во всех дозировках временно приостановлено производителем до тех пор, пока ему не удастся наладить достаточный объем производства и выстроить цепочки поставок в соответствии со спросом.
Четыре кусочка на ужин
Мэтт Маховальд, диетолог из Лос-Анджелеса, среди клиентов которого актеры Крис Пайн и Мэнди Мур, а также гитарист Guns N’Roses Сол Хадсон, рассказал, что некоторые принимающие GLP-1 пациенты сообщают, что их тошнит от самой мысли о еде. «Мне говорят, что еда становится отвратительной, — смеется он. — Это своего рода загвоздка, не так ли?»
Даниэль Гиям слышал аналогичные жалобы от своих пациентов: «Они говорят: я иду в свой любимый ресторан и заказываю стейк, съедаю четыре кусочка и больше не могу есть дальше. Им приходится бежать в туалет, если они съедают больше».
У обоих датских препаратов – Ozempic и Wegovy – тошнота и рвота указаны в качестве одного из наиболее частых побочных эффектов. Но поскольку потеря веса также прежде считалась побочным результатом инъекций семаглутида при лечении диабета, то тошнота и рвота в данном случае не побочные эффекты – это именно причина потери веса.
Говоря проще, «Оземпик» и аналогичные препараты GLP-1 работают на похудение только потому, что делают пищу (или, по крайней мере, некоторые ее виды) отвратительной на вкус. Согласно исследованиям глюкагоноподобный пептид-1 играет ключевую роль в восприятии вкуса пищи.
Безусловно, подобные способы химического воздействия на человеческий организм не являются чем-то необычным. Налтрексон, опиоидный антагонист, назначаемый для лечения алкоголизма, снижает вкусовые качества алкоголя или, иначе, портит вкус выпивки. Антидепрессант Веллбутрин также известен побочной способностью придавать сигаретам отвратительный вкус, что привело к появлению препарата Zyban на основе бупропиона, одобренного FDA в качестве средства для прекращения курения.
По словам Даниэля Гияма, периоды сильного отвращения к пище со временем проходят, поскольку его пациенты «приучаются» кушать более здоровую пищу. В ходе лечения уничтожается само желание потреблять избыточную пищу – происходит формирование нового условного рефлекса, как в свое время отметил физиолог Иван Петрович Павлов.
Влияние на общество
Конечно, отчаянные времена (40% американцев страдают ожирением) вполне могут потребовать отчаянных мер. Однако в применении «Оземпика» для похудения есть свои издержки, как медицинские, так и культурные.
Среди менее распространенных последствий – выпадение волос, изжога и отек в месте инъекции. Другие возможные последствия более суровы. Проведенные на животных исследования связывают семаглутид с повышенным риском развития рака щитовидной железы, а также развития панкреатита и образования камней в желчном пузыре.
Защитники использования препарата ради похудения утверждают, что такие риски приемлемы, поскольку ожирение обладает более широким спектром опасностей: болезни сердца, инсульт, апноэ во сне, рак, остеоартрит, диабет 2-го типа.
Однако у дальнейшей популяризации инъекций семаглутида ради похудения могут быть более значительные культурные последствия. Взаимосвязь между ожирением и «спортивным образом жизни» поколебать очень трудно, несмотря на последние рекомендации врачей и медицинских авторитетов.
Потеря веса обычно рассматривается как достижение: результат тяжелой работы, самоотверженности и огромной самодисциплины. В современном мире существуют своеобразные правила, приравнивающие массу тела к некой норме морали и позволяющие удерживать большую часть населения от избыточного пищевого поведения.
А теперь практически каждый сможет заявить, что он сбросил 15 кг благодаря семаглутиду – его что, поздравлять за это надо? И следует также учитывать, что что похудение в результате инъекций GLP-1 достигается благодаря созданию дефицита «Оземпика» для людей, еще более нуждающихся в нем, например, диабетиков 2-го типа.