По словам жительницы Австралии Эми Скилтон (на фото), незаметное заражение ее сиднейского дома плесенью привело к тому, что она даже стала забывать собственное имя.
Постоянная сырая погода, от которой страдают жители восточного побережья Австралии вот уже 18 месяцев, означает, что плесень может закрепиться в домах у многих австралийцев и избавиться от нее затруднительно.
Большинству людей понятна опасность домовой плесени, но глубину этой опасности трудно осознать, пока не приходится испытать ее лично.
Эми Скилтон – одна из 25% населения Австралии, имеющего генетическую предрасположенность к токсинам плесени. Это значит, что воздействие плесени вызывает у нее серьезную воспалительную реакцию, приводящую даже к повреждению органов.
Жизнь в атмосфере плесени
О том, что серьезные проблемы со здоровьем вызваны плесенью, 42-летняя женщина узнала на самой себе несколько лет назад после ужасного опыта проживания в заплесневелой квартире в прибрежном городке Мэнли.
Скилтон, которой на момент заселения в злополучную квартиру было 37 лет, переехала в нее со своим супругом в 2016 году.
Тогда она была еще «совершенно здорова» – поучаствовала в забеге на 9 км, дважды была в Штатах, выступив на двух конференциях с 39 программными докладами за полгода до переезда в новый дом.
«Мой мозг до этого был в порядке, с телом проблем не было», – заявила Скилтон, занимающаяся натуропатией и диетологией.
Чего они с мужем не знали, так это того, что гидроизоляция в душевой была нарушена при недавнем ремонте. Вода просачивалась под ковролин в квартире всякий раз, когда кто-то принимал душ.
«Я начала заболевать спустя два месяца, – рассказала она. – Скорее всего, процесс развития болезни занял так много времени лишь потому, что было солнечное лето, у нас всегда были открыты окна».
«Первым заметным симптомом была аллергия, ставшая хронической, а еще я поправилась на 10 кг буквально на ровном месте. Я диетолог, мой вес практически всю мою жизнь был одинаков. А тут за несколько месяцев внезапно набираю 10 кг и начинаю испытывать постоянную усталость», – сообщила женщина.
В течение следующих месяцев функции ее мозга начали ухудшаться. У Эми Скилтон возникли проблемы с концентрацией внимания и рабочей деятельностью. В самом разгаре болезни врачи ее направили к неврологу, диагностировавшему у женщины болезнь Альцгеймера третьего типа, также известную как «ингаляционный Альцгеймер».
Постоянная забывчивость
По мере развития болезни обычные вещи, такие как подготовка к прогулке по улице, становились сложной задачей. Скилтон забывала, куда положила ключи, а разыскав их спустя час, обнаруживала, что не знает, где ее смартфон.
«В течение нескольких дней я не могла сообразить, как одеться. Смотрела на одежду и не понимала, как ее надевать», – призналась она.
У Скилтон был мотороллер Vespa для поездок за покупками. Но пока занималась ими, она забывала, где оставила мотороллер, а когда наконец находила его, то обнаруживала в замке зажигания ключи, которые позабыла вынуть.
Однажды, по ее словам, в самый страшный день болезни, женщина не могла вспомнить своего имени.
«Тогда я пошла отправлять посылку и посмотрела на коробку с моим именем, подумав, чье это имя? Я смотрела на написанное имя и пыталась вспомнить, чье оно», – рассказала она, описывая весь ужас забывания чего-то настолько «глубоко личного».
Поскольку она и врачи не знали о проблеме плесени, охватившей ее квартиру, все анализы, что были ей сделали, показывали хорошие результаты.
Скилтон пояснила, что болезни, связанные с плесенью, приводят к состоянию, симптомы которого неизвестны большинству медработников. Это означает, что многим людям, пострадавшим от плесени, в конечном итоге диагностируются либо фибромиалгия, либо синдром хронической усталости, имеющие схожую симптоматику.
«Все так и происходило. Анализ крови был в норме, достаточно лейкоцитов и эритроцитов», – сообщила Эми Скилтон. Большинство врачей предпочитали отмахиваться от нее, говоря, что у нее все хорошо.
Черная плесень везде
Женщина рассказала, что только несколько случайных событий, произошедших одновременно, помогли понять причину всех ее проблем со здоровьем. Ей удалось выявить источник болезни за считанные месяцы, тогда как у некоторых людей на постановку диагноза уходят годы.
Впервые она начала понимать, что проблема, возможно, находится в ее квартире весной 2017 года. Первым, что предупредило ее, был онлайн-пост от одной из подруг, рассказавшей, что у ее мужа «ген плесени», и они только что обнаружили протечку в своей квартире, вызывавшую развитие плесени, повлиявшей на его здоровье.
Эта история помогла Скилтон вспомнить, что, когда они впервые въехали в квартиру, соседи снизу спрашивали разрешения, может ли сантехник проверить их ванную, потому что в гараже внизу мокрая стена. Сантехник тогда пришел и ушел, нижние соседи больше не появлялись, поэтому, естественно, она посчитала, что все в порядке.
Вспомнив об этом, женщина вызвала строительного биолога со спецоборудованием, попросив его оценить состояние квартиры. Он определил источник утечки воды и обнаружил, что из ванной комнаты вода протекала под ковролин в спальню и кабинет.
«Сверху он выглядел совершенно нормально, но, когда биолог поднял его, на обратной стороне везде была черная плесень. Еще хуже было, когда, наконец, мы стянули весь ковролин и оказалось, что пол под ним практически во всей квартире черный от плесени», – рассказала она.
Эми вызвала домовладельца и тот признал, что об утечке из ее квартиры ему было известно уже пять месяцев. Оказалось, что все это время домовладелец спорил с компанией, ранее выполнявшей ремонт в доме, кто должен оплачивать устранение протечки.
«Он оставил нас там сознательно, и это больше всего бесит. Он знал о протечке, последствия которой отравляли нас с мужем», – сказала Скилтон.
Разобравшись в ситуации, женщина обратилась за выяснением наличия в ее организме специфических воспалительных маркеров, а также генов, что кодируются человеческим лейкоцитарным антигеном.
Когда результаты анализов были получены, ей стало «на 100% понятно, что проблема была не только в протечке и заплесневелости, но и в том, что иммунная система действовала так, будто бы ею командовала плесень».
Как избежать заражения плесенью
Сейчас Эми Скилтон живет в «непротекающем» доме на севере штата Новый Южный Уэльс. Ее мозг вновь функционирует нормально, к ней возвратились силы, и она больше не страдает от прежних ужасных симптомов.
Она заявила, что есть два основных способа определить, существует ли проблема с домовой плесенью и ее влиянием на здоровье: «Нанимаем для проверки дома строительного биолога, либо сертифицированного специалиста по плесени. Лучше первого, поскольку далеко не все специалисты по плесени разбираются в вопросах строительной биологии».
«Можно также пройти тестирование, чтобы узнать, есть ли у вас ген, делающий вас восприимчивым к плесени. Обычно стоимость такого анализа в той или иной лаборатории составляет 100 или 150 австралийских долларов», – добавила Эми.
«Если решили посетить доктора, вам необходим либо интегративный терапевт, либо врач, занимающийся функциональной медициной», – пояснила Скилтон.
Вот некоторые вещи, которые можно предпринять, чтобы блокировать развитие плесени в вашем доме.
По словам Тревора Гриндли, менеджера по клеям и инструментам в Beaumont Tiles, основным местом в ванной комнате, где начинает расти плесень и грибок, являются силиконовые швы.
«Часто плесень распространяется по линии шва, особенно во влажных местах вроде душевой кабинки, поскольку у силиконовой затирки пористый состав, – пояснил он. – Такие виды герметизации швов не будут противостоять плесени или грибку без пропитывающего герметика, обеспечивающего проникающую и долговременную защиту при визуальной незаметности».
Гриндли отметил, что ванную комнату необходимо просушивать, например, используя пол с подогревом. Еще одним способом борьбы с плесенью, считает он, будет обеспечение эффективной вентиляции ванной: «Если имеется вытяжной вентилятор или открываемое окно, то это поможет предотвратить рост плесени в ванной комнате».