Ученые изучают теорию, предполагающую, что воздействие одного респираторного вируса помогает организму бороться с конкурирующими родственными патогенами.
Данная теория может помочь с объяснением, отчего грипп и Covid-19 никогда не охватывали какую-либо страну одновременно. Хотя изначально так называемую близнецовую эпидемию (твиндемию) значительное число экспертов из сферы общественного здравоохранения считали очень возможной.
Установленный факт – грипп и иные респираторные вирусы практически исчезли, пока свирепствовала коронавирусная пандемия, и вновь проявили себя, когда ковид отступил. Вероятно, воздействие одного респираторного вируса способно запустить повышенную готовность иммунной защиты организма, что препятствует проникновению в дыхательные пути иных вирусов. Данное биологическое явление – вирусная интерференция – может в любой момент времени блокировать развитие респираторных вирусов, которые циркулируют в каком-либо регионе.
«По моему внутреннему ощущению, опирающемуся на проведенное нами недавнее исследование, вирусное вмешательство вполне реально», — считает доктор-иммунолог Эллен Фоксман из медицинской школы Йеля. «Не думаю, что пик гриппа и коронавируса могут произойти одновременно».
По ее словам, некоторые люди на индивидуальном уровне способны заразиться двумя-тремя вирусами за один раз. Однако на уровне человеческой популяции, гласит ее теория, один вирус чаще всего вытесняет другие.
Два холодных сезона без гриппа
До того, как коронавирус достиг уровня глобальной угрозы, именно грипп признавался наиболее распространенной респираторной инфекцией, в некоторым случаях характеризуемой тяжелым течением. Например, в Штатах за 2018–2019 годы грипп стал причиной 13 млн обращений к врачу, 380 тыс. госпитализаций и 28 тыс. смертей.
В холодный сезон 2019–2020 годов очередная эпидемия гриппа уже подходила к концу, как в мире начал бушевать коронавирус. На тот момент было неизвестно, как эти два вируса будут воздействовать друг на друга. По опасению многих экспертов, что в 2021 г. эти вирусы могли вызвать двойную эпидемию, что заполнит все больничные палаты мира.
Эти опасения не оправдались. По данным американских ЦКЗ, несмотря на слабые усилия по стимулированию противогриппозной вакцинации, интенсивность заболевания этим вирусом оставалась необычно низкой весь потенциально гриппозный сезон холодного периода 2020–2021 годов, когда ковид продолжал активно циркулировать.
В том периоде только 0,2% образцов показали грипп, по сравнению с примерно 30% в прошлые сезоны. Количество госпитализаций в Штатах из-за гриппа было минимальным за всю историю отслеживания этого заболевания, проводимого ЦКЗ с 2005-го.
Тогда многие эксперты объяснили сезон без гриппа ношением медицинских масок, социальным дистанцированием и запретами на передвижения, особенно коснувшимися маленьких детей и пенсионеров, для которых тяжелая форма гриппа представляет наибольшую опасность. Год спустя, в период 2021–2022 гг., когда многие американские штаты отменили ограничения, количество случаев гриппа действительно возросло, но общее число заболевших оставалось ниже среднего допандемического уровня.
Респираторные вирусы конкурируют между собой
В 2022 г. в США зарегистрировано порядка 5 млн случаев заболевания гриппом, включающих 2 млн обращений за медпомощью, около 65 тыс. госпитализаций и 5,8 тыс. смертей.
Коронавирус продолжает доминировать в Америке этой зимой, оставаясь значительно более распространенным, по сравнению с гриппом, респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ), риновирусом и другими простудными вирусами.
РСВ в Соединенных Штатах обычно стартует в сентябре, набирая пиковое число заболевших с конца декабря по февраль, но ковидная пандемия исказила его сезонную картину. Случаи заболевания РСВ были низки на протяжении 2020 года целиком. Их пик пришелся на лето 2021 г., когда интенсивность заболеваний коронавирусом снизилась до минимума от начала пандемии.
Теория о существовании определенного межвирусного взаимодействия впервые возникла в 1960-х, на фоне прививочной программы от полиомиелита вакцинами, базирующимися на ослабленном полиовирусе, после завершения которой было отмечено значительное сокращение количества респираторных инфекций. Новое развитие данная идея получила в 2009 г., когда Европу, казалось бы, должен был ожидать всплеск свиного гриппа в августе. Однако, когда школы вновь открылись, простуда, вызванная риновирусом, каким-то образом прервала развитие эпидемии свиного гриппа.
«В то время это побудило многих специалистов к размышлениям о вирусном вмешательстве», — сообщила доктор Эллен Фоксман (на фото). Пик риновируса ранее (до пандемии) приходился на октябрь-ноябрь и под финал гриппозного сезона – март.
Эксперимент на детях
В 2021 г. одна исследовательская группа решила выяснить, как существующий иммунный ответ противостоит вирусу гриппа. Учитывая неэтичность заражения детей вирусом гриппом, в африканской Гамбии им дали вакцину с ослабленным вирусным штаммом.
Обычно заражение вирусами вызывает сложную серию иммунных реакций, но самая первая из них исходит от группы неспецифических защитников, именуемых интерферонами. Исследователи обнаружили, что в организмах детей с высоким уровнем интерферона оказалось намного меньше частиц вируса гриппа, чем у детей, показавших низкий уровень интерферона.
Такие данные подтверждают, что иммунную систему детей Гамбии на противостояние вирусу побуждали вирусные инфекции, перенесенные прежде. «Большинство вирусов, которые мы отмечали у этих детей перед введением вакцины, представляли собой риновирусы», — заявил доктор-инфекционист Тушан де Сильва из Шеффилдского университета (Англия), возглавивший исследование.
Выявленная динамика отчасти позволяет объяснить, почему дети, у которых респираторные инфекции, в отличие от взрослых, более частые, демонстрируют меньшую склонность к заболеванию коронавирусом. «Соответственно, грипп также способен блокировать проникновение коронавирусной инфекции в организмы взрослых», — считает вирусолог Гай Бойвин из канадского Университета Лаваля.
«Согласно недавним исследованиям, коинфекция гриппа и коронавируса встречается редко, а у людей с активной гриппозной инфекцией вероятность положительного результата теста на коронавирус ниже почти на 60%», — отметил он.
«Сейчас наблюдается эпидемический рост гриппа в Северной Америке и Европе, что позволит оценить, вызовет ли это снижение циркуляции SARS-COV-2 в течение нескольких ближайших недель», — подытожил Бойвин.
Следы перенесенного гриппа
Технологические достижения последнего десятилетия позволили продемонстрировать биологическую основу, практически не допускающую возможность твиндемии. Команда доктора Фоксман воспользовалась моделью ткани человеческих дыхательных путей для показа того, как риновирусная инфекция вызывает стимуляцию интерферонов, которые позже будут противостоять коронавирусу.
«Эта защита действует до тех пор, пока у человека отмечается реакция интерферона, образованного благодаря риновирусу», — объяснил вирусолог Пабло Мурсия (на фото) из Центра вирусных исследований Университета Глазго, команда которого достигла схожих результатов.
Но при этом группа доктора Мурсия обнаружила также отклонение в теории вирусной интерференции: перенесение коронавирусного заболевания, похоже, не предотвращает возможность заражения прочими вирусами. Он считает, что это как-то связано со способностью коронавируса искуснее уклоняться от первоначальной защитной реакции иммунной системы.
Доктор де Сильва с коллегами организовали сбор дополнительных данных из Гамбии, где не вводилось пандемических ограничений, способных оказать влияние на отслеживаемые ими вирусные модели. Последние показали, что риновирус, грипп и коронавирус достигали своего пика в период с 2020 года (апрель) по 2021 год (июнь) в различное время.
«Эти данные убедили меня в том, что помехи [от ранее перенесенного вируса] могут сыграть свою роль», — заметил де Сильва.
Тем не менее, на поведение вирусов может оказать влияние их ускоренная эволюция, а также предпринятые социальные ограничения и вакцинационные схемы. Т.е. потенциальные последствия вирусного вмешательства вряд ли станут очевидными до тех пор, пока коронавирус не приобретет предсказуемый эндемический характер, считают эксперты.
COVID-19 однажды будет обычным сезонным вирусом
РСВ, риновирус и грипп с друг другом сосуществовали годами, отмечает инфекционист Насия Сафдар из Висконсинского университета (США).
«Однажды то же самое случится и с ковидом – он станет одним из многих циркулирующих вирусов», — считает доктор Сафдар. По ее словам, у одних вирусов имеются способности к ослаблению действия других вирусов, но подобные закономерности не обязательно очевидны.
Пандемический коронавирус уже показал себя иначе, чем его собратья-вирусы. Так ковид редко обнаруживается при коинфекциях, но любой из четырех простудных коронавирусов довольно часто фиксируется, как коинфекция с одним из трех остальных вирусов простуды.