Правоохранители в префектуре на западе Японии занимаются постоянным и систематическим расовым профилированием по приказу старших офицеров, выбирая определенных иностранцев для допроса, проверки документов и обысков, рассказал в недавнем интервью бывший инспектор полиции.
«Когда я работал в местном полицейском отделении, нам приказывали допрашивать иностранцев и проверять их регистрационные карточки. Был также месяц «расправы с иностранцами», когда нам было приказано усиленно проверять их карточки, а также обыскивать иностранцев на предмет наркотиков, ножей или чего-либо другого незаконного», — сообщил изданию «Майнити симбун»» Таро Ямада (псевдоним).
Ямада (на изображении ниже), присоединившийся к полиции в 2000-х и прослужил более 10 лет, добавил, что приказ об «охоте на иностранцев» исходил из отдела уголовных расследований, в котором особое внимание уделялось отлову нарушителей визового режима.
Почти любые не японцы
По словам Ямады, в течение «месячника репрессий» полицейским выдавались формы для записи личных данных – номера карты нерезидента, дня рождения, страны происхождения и «другого» – для каждого иностранца, которого они останавливали на улице, чтобы допросить. Эти формы затем передавались как в местное отделение полиции, так и в отделы уголовного расследования и общественной безопасности японской префектуры.
«После продолжавшихся месяц репрессий я увидел, что было выявлено больше людей, просрочивших визы, и подумал, что мы добились положительного эффекта», — сказал Ямада. «Но позже я пришел к выводу, что приказы, в которых подчеркивалось, что мы должны «расправляться с иностранцами» – другими словами, судить людей только по их внешности – были нарушением прав человека».
Ямада отметил, когда он был патрульным, то не старался уделять особого внимания допросу представителей определенной национальности, но в его коллективе были глубокие предубеждения в отношении жителей Японии с более темной кожей.
«Офицеры вокруг меня, включая моего непосредственного начальника, часто говорили что-то вроде: «Люди с черными корнями, выходцы из Юго-Восточной Азии и так далее, изучают способы убивать людей. Так что используйте свой служебный револьвер, если нужно! Вы понятия не имеете, что они намереваются сделать».
Аналогичным образом, по внутреннему правилу в японской полиции, офицеры «должны быть осторожными при патрулировании» в районе, где проживает много корейцев, «потому что неизвестно, что они будут делать». Ямада добавил, что полицейские обычно небрежно комментировали эти правила во время работы и в перерывах, называя иностранцев «айцура» и «яцура» – уничижительные слова, приблизительно переводимые как «эти люди».
Более того, когда Ямада находился на собрании, его отделу передали запрос из офиса начальника полиции префектуры с требованием «поручить офицерам провести тренировку по задержанию, имитируя нападение бразильца с ломом». Это было сделано на том основании, что «в этом районе живет много бразильцев».
По словам Ямады, за время его службы в полиции и до сих пор среди японских полицейских бытует твердое убеждение, что определенные иностранцы гарантировано являются преступниками.
«И я думаю, что, когда наши полицейские говорят об «иностранце», они представляют не европейца, а человека с более темной кожей, с черными корнями или корнями из Юго-Восточной Азии и так далее. В полиции считают, что светлокожие люди являются туристами или имеют партнера-японца, но темнокожие люди ходят всегда с просроченной визой».
На вопрос, относился ли он, будучи молодым офицером, к подобным предубеждениям некритически, Ямада ответил: «В то время у меня не было опыта вне полиции, поэтому я считал, что все, что говорит мой начальник, не подлежит сомнению. Я просто впитывал это, не задумываясь». Он добавил, что не был одинок в этом, поскольку японских полицейских, повторяющих более резкие взгляды своего начальства, всегда хвалят.
Расследование расистских практик
В апреле 2022 года Национальное полицейское агентство (NPA) начало рассматривать жалобы и запросы, а также проводить консультации с полицейскими подразделениями по всей Японии относительно предполагаемого расового профилирования. В ноябре 2022-го в NPA объявили, что за 2021 год ими выявило шесть случаев, когда сотрудники полиции допрашивали людей ненадлежащим образом или без причины и только на основании национальных, либо расовых стереотипов.
Комментируя эту информацию, Ямада заявил: «Прежде всего, полиция Японии должна признать, что у них есть проблема расового профилирования. Это внутренняя социальная проблема, которую может решить только полиция, поэтому я бы хотел, чтобы полицейские получили тщательную подготовку по этому вопросу. На местах полицейские, которые проводят допросы, попросту не считают это проблемой. Им необходимо пройти обучение, чтобы четко довести до них информацию, что выбор задерживаемого по расовой принадлежности «может быть нарушением прав человека». И это должно происходить на организационном уровне».
«Полиция – последнее средство для тех, кто попал в беду, и полицейские должны защищать жителей. Только после ухода из полиции я смог осознать, насколько болезненно было для людей подвергаться дискриминации со стороны той самой силы, которая должна была их защищать. Это было чрезвычайно грустно, учитывая, что я был частью этой дискриминации. И я хочу, чтобы японская полиция изменилась».
Опрос «Токийской ассоциации адвокатов», проведенный среди иностранцев и лиц с иностранными корнями в период с января по февраль 2022 года, показал, что 62,9% из 2094 опрошенных заявили, что их допрашивала полиция за последние пять лет. Из них 85,4% заявили, что офицеры подходили к ним, признавая свой выбор тем, что они явно были иностранцами на основании «физических особенностей» и других факторов. И около 76,9% сообщили, что у полиции не было никаких других причин обращения к ним, помимо того, что они были «иностранцами или людьми с иностранными корнями».
В январе 2024-го трое чернокожих жителей «Страны восходящего солнца» (на изображении выше) подали иск против японского правительства, токийского правительства и властей префектуры Айти, утверждая, что они стали объектом допросов и обысков полицией только из-за неяпонской внешности, что, по их мнению, является нарушением японской Конституции и законодательных норм, регулирующих поведение полиции.
Они требуют по 3,3 миллиона иен (около 2 млн руб.) каждый в качестве компенсации и официального публичного заявления от властей префектур Токио и Аити о том, что японские полицейские не имеют права останавливать и допрашивать человека только из-за его расы, а также подтверждения того, что Национальное полицейское агентство действительно отвечает за обеспечение того, чтобы полицейские силы по всей Японии не занимались расовым профилированием. Первое слушание по этому иску состоялось 15 апреля.