Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

AFP: наследникам замученного нацистами коллекционера вернули очередные шедевры

Спустя 85 лет американские власти решили передать наследникам еврейско-австрийского артиста кабаре и коллекционера Фрица Грюнбаума еще два рисунка, выполненных австрийским экспрессионистом Эгоном Шиле, изъятых и проданных нацистами.

«Это победа справедливости и память о мужественном художнике, коллекционере произведений искусства и противнике фашизма», — заявил в пятницу (19 января) потомок Грюнбаума Тимоти Рейф, комментируя долгожданную передачу картин.

Это работы «Девушка с черными волосами», оцененная по запросу прокуратура Манхэттена в $1,5 миллиона, и «Портрет мужчины» с оценочной стоимостью около миллиона долларов. Эти рисунки находились в коллекции художественного музея Оберлинского колледжа в штате Огайо и в Художественном музее Карнеги в Питтсбурге (Пенсильвания).

После передачи наследникам этих двух рисунков общее число произведений искусства, возвращенных потомкам Грюнбаума, достигло десяти. В сентябре 2023-го власти США уже возвратили семь работ Шиле, а в октябре последовала передача еще одного рисунка этого автора.

AFP: наследникам замученного нацистами коллекционера вернули очередные шедевры

Наследие замученного артиста

Коллекционер произведений искусства и художник кабаре Фриц Грюнбаум (на фото), критик национал-социалистов, владел сотнями произведений искусства, более 80 из которых были выполнены Эгоном Шиле. Нацисты арестовали Грюнбаума в Австрии в 1938-м, депортировали в мюнхенский концлагерь Дахау, где он умер в 1941 году.

После направления в Дахау от Грюнбаума потребовали оформить на его супругу Элизабет доверенность на все имущество. Затем нацисты принудили женщину документально передать им всю коллекцию мужа, после чего депортировали ее в концлагерь Малый Тростенец под Минском.

Нацисты сочли картины Шиле «дегенеративным искусством». По данным окружной прокуратуры Манхэттена, большая часть этих работ была выставлена нацистами на аукцион или продана, чтобы пополнить доходы НСДАП. Многие работы Шиле открыто появились на западном арт-рынке, включая Штаты, уже после Второй мировой.