В Соединенном Королевстве киноиндустрия вынуждена считаться со своей зависимостью от американских медиа-гигантов, основанной на потоковом вещании, поскольку продолжающиеся в Голливуде забастовки оставили без работы тысячи британцев.
Две американские гильдии – сценаристов и киноактеров – отказались от прошлых контрактных условий, соответственно, в мае и июле 2023-го, после того как переговоры с Альянсом кино- и телепродюсеров об увеличении ставок не увенчались успехом. Британские профсоюзы из киноиндустрии не бастуют, но съемочные группы, работающие на финансируемых Штатами постановках, остаются без дохода в разгар кризиса стоимости жизни.
Кинопроекты на паузе
Pinewood Studios, крупнейшая и наиболее известная студийная группа Соединенного Королевства, где ранее снималась франшиза о Джеймсе Бонде, сообщила инвесторам в этом месяце, что семь основных фильмов и шоу, съемки которых велись в последние месяцы, включая диснеевский супергеройский фильм «Дэдпул 3» – все они находятся на затянувшейся паузе. Производство сценического мюзикла «Злая» с участием Арианы Гранде, проводимое в недавно построенной студии Sky Studios Elstree, также было остановлено.
Сложившаяся обстановка показывает, насколько тесно связана британская кино- и телеиндустрия стоимостью 12 миллиардов фунтов стерлингов (порядка 1,5 триллионов руб.), в которой занято 180 000 работников, с положением американских медиа-гигантов. По данным НКО «Британский институт кино» (BFI), за последние пять лет кинопроизводство, поддерживаемое американскими студиями, стабильно финансировало более двух третей общих расходов на кино в Великобритании.
«Пайнвуд похож сейчас на город-призрак», — посетовал Питер Титтерелл, чья кейтеринговая компания работала над «Дэдпулом 3», пока производство не встало около четырех недель назад. Ему уже пришлось уволить 28 внештатных сотрудников, и он тратит свои деньги, чтобы поддерживать оборудование и транспортные средства общественного питания в хорошем состоянии, надеясь на скорое возобновление производства.
«Это катастрофа со всех сторон, — заявил Титтерелл. — Большинство работников в этой отрасли – фрилансеры, и в таких случаях у них нет никакой защиты».
Уверенность в киноиндустрии США
По данным BFI, внутренние инвестиции в британскую теле- и киноиндустрию достигли рекордного уровня в 6,27 млрд фунтов стерлингов (более 793 млрд руб.) в 2022 году благодаря усилиям «Британской комиссии по кинематографии», спонсорами которой являются «Дисней», «Уорнер Броз.», «Дискавери» и «Нетфликс». До забастовки «Пайнвуд» расширяла свои студии, чтобы удовлетворить спрос стриминговых сервисов – все строящиеся площади уже сданы в аренду «Нетфликсу» и «Амазону». Так ослепительно розовые декорации «Барби» были построены в лондонском пригороде Уотфорд.
«Поскольку мир кинопроизводства Великобритании полагался на внутренние инвестиции и в него вкладывалось огромное количество ресурсов ради привлечения внутренних инвестиций, мы только что увидели влияние этого, поскольку американский цирк уезжает из города», — прокомментировал ситуацию Спенсер Макдональд, секретарь профсоюза BECTU, представляющего более 20 000 работников кинопроизводства Великобритании.
Он сообщил, что сейчас тысячи рабочих мест находятся «в подвешенном состоянии» во всех областях, от монтажников декораций до специалистов по свету, художников по визуальным эффектам и костюмам, гримеров, а также поставщиков общепита. Макдональд добавил, что по его ожиданиям «много талантливых людей» с универсальными навыками покинет отрасль.
Между тем ведущие американские медиа-компании, такие как «Дисней», в августе сообщили о более высоких, чем ожидалось, прибылях. Это отчасти достигнуто благодаря краткосрочной экономии средств в результате забастовок: меньше производства означает меньше расходов.
Забастовочная «пандемия»
Крупные голливудские студии назвали забастовку «форс-мажором», подчеркнув, что раз обстоятельства вышли из-под их контроля, то британский персонал застопорившихся кинопроектов не получит никакой компенсации. Это означает, что технически съемочные группы в Соединенном Королевстве по-прежнему связаны контрактами с крупными стриминговыми компаниями, но за простой из-за забастовки в Штатах им ничего не заплатят. В результате тысячи работников-британцев не увольняются в надежде на скорое возобновление прибыльных проектов, но при этом остаются без работы и зарплаты.
По словам BECTU, остановка кинопроизводства произошла как раз в тот момент, когда сектор начал восстанавливаться после коронавирусной паузы, причем некоторым независимым подрядчикам еще предстоит погасить госкредиты, взятые для выживания в условиях пандемии.
«Это похоже на очередной ковид, за исключением того, что на этот раз у нас нет отпуска», — заявил Нил Хаттон, глава ассоциации UK Screen Alliance, представляющей работников из сферы визуальных эффектов и пост-продакшна в Великобритании. Он добавил, что среди членов его ассоциации нарастает тревога по поводу задержек производства.
Во время недавней пандемии 23% специалистов, занимающихся визуальными эффектами, уже теряли работу, но, как отметил Хаттон, эти американские забастовки могут оказать еще большее влияние.
По словам Джейка Сила, руководителя студийной площадки Black Hangar Studios, кинопроекты, которые не финансируются членами «Альянса продюсеров кино и телевидения», против которых бастуют голливудские сценаристы и актеры, также могут получить запрет на участие актеров от американской «Гильдии киноактеров». В прошлые годы на студийном пространстве Black Hangar Studios, расположенной неподалеку от лондонского аэропорта Хитроу, выполнялись съемки нескольких крупных голливудских проектов, таких как «Звездные войны: Изгой-один», а также независимых картин – обычно 60% инди-фильмов и 40% студийных.
Сил добавил, что когда он и другие члены руководства студии заметили преддверие забастовок, то производственная линия Black Hangar стопроцентно переключилась на независимые фильмы.
До сих пор неизвестно, как долго забастовки будут продолжаться. Ведущие голливудские студии активизировали усилия по урегулированию трехмесячного противостояния с профсоюзом сценаристов, а также работает над урегулированием забастовки актерских профсоюзов.
Руководство Elstree Film Studios, родины франшизы «Индиана Джонс» и места, где Стэнли Кубрик в прошлом снимал «Сияние», заявило, что, хотя в настоящее время это «просто бизнес», они готовятся к 2024 году, когда у них «впервые за столько лет» может не быть заказов вообще.