Последняя воля королевы соула Ареты Франклин остается все еще не исполненной. Нестандартное судебное разбирательство в связи с этим начнется в следующий понедельник (10 июля), чтобы выяснить, какое именно из рукописных завещаний, первое из которых обнаружено в шкафу, а второе за диванными подушками, станет определяющим в отношении ее имущества.
У Франклин с четырьмя сыновьями-наследниками не было официального завещания, несмотря на ее многолетние проблемы со здоровьем. Но по законам штата Мичиган допустимо обращаться с другими оставленными ею документами – несмотря на каракули, зачеркнутые и трудночитаемые фрагменты – как с последней волей известной певицы.
В предстоящем судебном споре сойдется один сын королевы соула против ее остальных отпрысков. Тед Уайт II уверен, что завещание от 2010 года должно стать определяющим в отношении усадьбы, принадлежавшей матери, в то время как Эдвард Франклин и Кекалф Франклин выступают за наследование в соответствии с документом от 2014 года. Оба рукописных подобия завещаний были обнаружены в 2018 году в детройтском пригородном доме Ареты Франклин спустя несколько месяцев после ее смерти в возрасте 76 лет от рака поджелудочной железы.
«Удивляет ли меня, что кто-то скончался до того, как расставил своих уток в один ряд? Ответ – нет», — заявил Пэт Симаско, специалист по завещаниям и наследованию недвижимости, преподающий право в колледже Мичиганского госуниверситета.
«Вопросы наследования можно решить в любое время, хоть на ступеньках суда, хоть в середине судебного процесса», — добавил он. «И, надеюсь, так и будет. Потому что предстать [из-за завещания] перед судом присяжных – это уже война».
Смерть Леди Соул
Арета Франклин была звездой мирового масштаба на протяжении многих десятилетий, покрыв себя славой после исполнения хитов вроде «Respect», «Think», и «I say a little prayer». После смерти с ней обращались как с членом королевской семьи. Ее тело было перевезено на катафалке «Кадиллак» 1940 года в зал музея Детройта, который в августе 2018-го посетили тысячи ее поклонников.
Сразу стало известно, что певица скончалась без завещания, а это означало, что четверым ее сыновьям предстояло разделить поровну активы на миллионы долларов, включая недвижимость в детройтском пригороде, меха, украшения и платья, а также будущие доходы от ее песен. Сабрина Оуэнс, племянница умершей певицы, согласилась быть ее душеприказчиком.
«Каков мой совет? Идите не спеша, будьте осторожны и умны», — заявил, обращаясь к сыновьям певицы на ее похоронах, близкий друг Ареты Франклина бизнесмен Рон Мотен.
То ни одного, то сразу два
Спустя несколько месяцев после похорон певицы, весной 2019-го, ее усадьба было перевернута вверх дном. Оуэнс сообщила, что в шкафу было найдено рукописное завещание от 2010 года, а второе завещание, также написанное от руки, но уже в 2014-м, было обнаружено в блокноте, лежавшем под подушками на диване.
Между этими документами есть различия, хотя оба они указывают на то, что сыновья будут поровну делить доходы от композиций и авторских прав, что, во всяком случае, делает этот вопрос наследования менее спорным, чем остальные.
«Самое интересное здесь… это ее наследие и управление над ним, т.е. гонорары и бизнес вокруг песен Ареты Франклин в будущем. Это огромное наследство», — считает Симаско.
В более старом завещании Тед Уайт и Сабрина Оуэнс названы соисполнителями воли певицы и сообщается, что Кекалфу и Эдварду Франклинам «следует обучиться на бизнес-курсах, получив сертификат или степень», чтобы пользоваться наследуемым имуществом.
Однако в версии завещания 2014 года имя Теда Уайта как исполнителя воли вычеркнуто, а вместо него вписан Кекалф Франклин. При этом о бизнес-курсах речи уже не идет. Кекалф Франклин и его дети получают основную усадьбу певицы в Блумфилд-Хиллз, оцениваемой в момент смерти звезды соула в $1,1 миллион, но сегодня стоящей намного больше.
«Это жемчужина в короне королевы соула», — отметил Крейг Смит, адвокат Эдварда Франклина.
В последней версии завещания Арета Франклин указала, что ее платья допускается продать с аукциона или отдать музею Смитсоновского института. В обеих версиях завещаний она указала о необходимости обеспечения регулярного содержания ее старшему сыну Кларенсу, живущему под опекой.
«Два несовместимых завещания невозможно применять к порядку наследованию. В подобных случаях последняя документальная воля наследодателя аннулирует предыдущую версию документа», — подчеркнул Чарльз Маккелви, поверенный Кекалфа Франклина, в поданном судебном иске ради признания законным завещания от 2014 года.
Но Курт Олсон, адвокат Теда Уайта, отметил, что в отличие от документа 2014 года завещание от 2010-го имеет заверение и подпись нотариуса, тогда как более поздний вариант представляет собой «просто черновик».
«Если бы данный документ действительно предназначался для последней воли, к нему проявили бы больше заботы, чем просто засунув его в блокнот и под диванную подушку», — подчеркнул Олсон.
Ключевая роль намерения
По словам преподавателя права Пэта Симаско, в Мичигане последние пожелания могут быть исполнены посредством завещания, не имеющего официального заверения.
«Если вы сидите в Мичигане воскресным днем и начинаете писать свои собственные пожелания в качестве последней воли, то закон штата разрешает это при условии соблюдения трех правил: текст написан вашим почерком, имеется дата и собственноручная подпись», — сообщил Симаско.
В течение последних пяти лет душеприказчиками Ареты Франклин в разное время были три человека. Оуэнс самоустранилась в 2020-м, сославшись на «раскол» между сыновьями певицы.
Ее сменил местный юрист Реджинальд Тернер, одновременно занимавший пост президента «Американской ассоциации адвокатов». Его последняя отчетность в марте 2023-го показала, что доход от недвижимости Ареты Франклин за предыдущие 12 месяцев составил $3,9 миллиона и равноценную сумму затрат, в т.ч. свыше $900 000 на судебные издержки различным юрфирмам.
Общие активы умершей королевы соула были оценены в $4,1 миллиона, в основном это наличные и недвижимость. При этом творческое наследие и интеллектуальная собственность Ареты Франклин очевидно недооценены, поскольку официально имеют номинальную стоимость в 1 доллар.
С доходов от усадьбы Франклин с 2020 года было выплачено по меньшей мере $8,1 миллиона Налоговой службы США (IRS), у которой были претензии по налогам после смерти певицы, о чем свидетельствуют судебные документы.
«Законные претензии IRS всегда в приоритете. Имущество никуда не денется, пока с IRS не будет полного расчета», — заявил Крейг Смит.