Рисованные цветные каракули (дудлы), найденные на полях очень старых рукописей, пишет медиевист Мадлен Киллаки из Бангорского университета, часто бывают столь же интересны, как и содержание самих рукописей. Одним из таких примеров является часто повторяющееся и крайне странное изображение рыцарей, бьющихся с улитками. Источник: The Conversation.
С конца XIII века по XV век рисунки-дудлы рыцарей, вступающих в схватку с улитками, появляются в самых неожиданных местах средневековых произведений. И в этих ироничных рисунках раскрывается захватывающее понимание того, что средневековые писцы думали об окружающем их мире.
Два воина в броне
Изображения рыцарей в процессе поединков с улитками впервые стали появляться в иллюминированных (украшенных яркими иллюстрациями) рукописях Северной Франции ближе около 1290 г. Несколько лет спустя – хотя и с меньшей периодичностью – аналогичные картинки стали встречаться во фламандских и английских рукописях.
Интересно то, что в большинстве случаев эти рисунки не были связаны с соседними изображениями, иллюстрирующими текстовые фрагменты.
Часто в этих каракулях изображался вооруженный рыцарь, противостоящий улитке, рога которой были вытянуты и направлены вперед, подобно стрелам. В рукописях французской сказки «Роман де Ренар» оружие, с которым изображались рыцари, варьировалось от палок и булав до цепов, топоров и мечей, даже вилок.
Противником улитки почти всегда был рыцарь-мужчина. Однако известен один случай, когда на средневековом изображении женщина противостояла улитке, будучи вооруженной копьем и щитом.
По мере того, как эти изображения поединков с улитками становились все более популярными в рукописях, они стали общепринятым элементом средневековых иллюстраций. Оттуда они распространились и на другие области средневековой жизни.
Декоративные панели, вырезанные на главном входе в Лионский собор около 1310 года, к примеру, демонстрируют рыцаря, противостоящего улитке, и другого мужчину, угрожающего топором гигантской улитке с песьей головой.
Несмотря на постепенное распространение по европейскому континенту, мотив изображения схваток рыцарей и улиток мало менялся от государства к государству. Это позволяет предположить, что в этой сцене заключался более глубокий смысл.
Средневековая сатира
Точно не известно, почему рисованные схватки между улитками и рыцарями были так популярны в Средневековье. Одна из теорий состоит в том, что эти дудлы добавляли юмора текстам, по своему содержанию довольно сухим и серьезным.
Читатель мог дать отдых глазам, посмеиваясь над сценой боя с улиткой, прежде чем продолжить чтение.
На многих каракулях изображен рыцарь, роняющий меч перед крошечным рогатым противником в панцире либо покорно преклоняющий перед ним колени, что подчеркивает сатирический подтекст этого дудла. Есть также несколько изображений женщин, умоляющих рыцарей отказаться от атаки на грозных улиток.
Другие столь же беззаботные рисунки включают в себя кошку, преследующую улитку с головой мыши, а также собак, обезьян, драконов и даже кроликов, яростно противостоящих этим брюхоногим моллюскам.
Почему именно улитка
В средние века улитки пользовались славой за их необычайную силу, учитывая, что они способны везде носить свой дом на спине. Таким образом, столкновение с улиткой могло представлять собой испытание физической силы, а также психологической стойкости рыцаря.
Когда-то считавшаяся символом обманчивой отваги, улитка вдруг стала существом, за которым нужно охотиться и побеждать ради демонстрации силы и доблести.
Как и многие другие сюжеты, популяризированные в маргинальных иллюминациях XIV века, рисованные дуэты улитки и рыцаря постепенно исчезли к середине 1300 годов. Однако эта тематика пережила краткое возрождение в средневековых рукописях к концу XV века.