Компании, принадлежащей австралийским миллиардерам Эндрю и Николе Форрестам, пришлось отказаться от строительства ирригационной системы на реке Эшбертон (на фото) в засушливом регионе Пилбара. Оказалось, что река слишком священна для местных аборигенов.
Административный трибунал Пилбара обнародовал решение в четверг (6 апреля), отклонив апелляцию Форрестов на спорные положения в 18-м разделе «Закона о наследии аборигенов».
Планы на воду
Семейная животноводческая компания Forrest and Forrest Pty в 2019-м подала заявку на строительство двух водохранилищ и 10 плотин вдоль реки Эшбертон (на фото – схожий тип плотины в Австралии).
На это требовалось разрешение властей, соответствующее «Закону о наследии аборигенов». Все потому, что река от устья возле г. Онслоу до внутренних районов континента около Нанутарры является зарегистрированным объектом наследия австралийских аборигенов, поскольку племя таланиджи верит, что в реке живет змей Варнаманкура.
Согласно поверью таланиджи, Варнаманкура создал реку и использует ее, чтобы плавать вверх и вниз по течению для защиты аборигенов. Они опасаются, что плотины могут погубить дух водного змея, живущий в реке Эшбертон.
В Австралии добыча полезных ископаемых или строительство мостов и какой-либо другой инфраструктуры на реке требует одобрения «Закона о наследии аборигенов». Ранее, в 2020-м, Бен Вятт, занимавший тогда пост министра по делам аборигенов в штате Западная Австралия, отклонил заявку, руководствуясь нормами об аборигенах. Он заявил тогда, что река важна для народа таланиджи и, кроме того, проект братьев Форрест не принесет достаточной общественной пользы региону.
Форресты хотели построить плотины, которые бы не слишком ограничивали сток речной воды, но при этом удерживали значительные водные объемы для защиты их пастбищ от засухи, что могло бы способствовать увеличению поголовья крупного рогатого скота.
Одну такую плотину их компания уже построила в 2010-м, предварительно согласовав ирригационный проект с вождями таланиджи (на фото ниже – реализованный проект Форрестов).
Духовное значение реки
В своем решении члены Административного трибунала отметили, что вся река имеет духовное значение для племени таланиджи.
«Мы обнаружили, что в культуре аборигенов к реке относятся с глубоким уважением и благоговением, — написали они. — С точки зрения народа таланиджи, реализация ирригационного проекта, влияющего на естественное истечение реки, может привести к гибели водяного змея или к причинению ему вреда, а также к тому, что водяной змей рассердится. В любом варианте недовольство священного змея окажет значительное негативное влияние на народ таланджи».
Ранее юристы братьев-миллиардеров заявили, что вся река не является объектом, подпадающим под действие «Закона о наследии аборигенов».
Однако коллегия трибунала сообщила, что невозможно построить плотины таким образом, чтобы свести к минимуму воздействие на реку как на место, имеющее духовное значение для австралийских аборигенов.
Также члены трибунала заявили, что основная выгода от проекта будет ориентирована на компанию Форрестов, а это не имеет веса в общих интересах сообщества.
Тем не менее в коллегии трибунала учли, что наращивание производства говядины и создание рабочих мест принесут пользу обществу.
Решение об отказе в строительстве ирригационной системы было принято трибуналом в соответствии со старой версией «Закона о наследии аборигенов», поскольку последние два года заседания трибунала откладывались из-за пандемической обстановки.
Тем не менее это решение все же имеет большие последствия, поскольку позволяет определить заранее, как именно члены трибунала воспринимают систему верований австралийских аборигенов в соответствии с юридическими нормами об их наследии.
Новая трактовка закона позволяет правообладателям из числа коренных народов Австралии обжаловать решения правительства, угрожающие повреждением или перемещением священных мест. В предыдущей его версии это право принадлежало только представителям коренных народов.