Компании Coca-Cola принадлежит предприятие в Нью-Джерси – единственный завод по производству кокаина в США. Там производится ингредиент, которым приправляют кока-колу благодаря специальному соглашению с DEA.
Напитки американской «Кока-колы» приобрели свой культовый вкус во многом благодаря химической фабрике, находящейся в сонном районе штата Нью-Джерси. Лишь это предприятие имеет единственную в Штатах лицензию на импорт листьев Erythroxylum coca.
Особый компонент популярного напитка
Предприятие в Мэйвуде, которым более 60 лет управляет компания Stepan, занимается переработкой листьев коки для фабрики-гиганта безалкогольных напитков уже более века. Немногим ранее в этом году Агентство по борьбе с наркотиками (DEA) выполнило продление лицензии по импорту листьев коки для этого производства.
Листья кокаинового куста используются для создания «декокаинизированного» ингредиента газированных напитков «Кока-колы», а оставшийся побочный продукт продается компании Mallinckrodt, занимающейся производством опиоидов, в частности изготовлением обезболивающего средства для стоматологов.
Неизвестно, сколько именно листьев кокаинового куста ежегодно импортируется в США компанией Stepan. В 1988-м «Нью-Йорк Таймс» сообщала, что для компании Coca-Cola из Перу и Боливии ежегодно ввозится от 56 до 588 метрических тонн листьев коки, ссылаясь на данные DEA.
Согласно данным сельскохозяйственной компании Selina Wamucii, одна тонна листа коки стоит в Перу более $5500. Это значит, что компания Stepan платит сейчас до $3,2 миллиона за доставку листьев кокаинового куста, разумеется, если импортируемый ею объем остается постоянным на протяжении десятилетий.
Рикардо Кортес, автор книги 2012 года «Тайная история кофе, коки и колы», пишет, что согласно полученным им записям от перуанской госкомпании «Национальной компании коки» за период 2007-2010 гг. в нью-гемпширский Мэйвуд ежегодно экспортировалось до 104 тонн листьев коки.
Импорт листьев коки в Штаты был полностью запрещен в 1921-м, однако в новом на тот момент законе указывалось исключение для компании Maywood Chemical Works, управлявшей в начале прошлого века производством секретного ингредиента «Кока-колы». Компания Stepan стала управлять фабрикой в Мэйвуде в 1959 году.
Именно оговорка в законе, запрещающем импорт листьев коки, предоставленная производителю газированных напитков, позволила бренду Coca-Cola стать крупнейшей всемирно признанной компанией, стоимость которой составляет сейчас почти $265 миллиардов.
Особые привилегии и замалчивание
«Успех Coca-Cola в качестве мегакомпании, которой она стала с некоторых пор, по крайней мере частично обусловлен особыми привилегиями, предоставленными американским правительством в период Второй мировой на фоне полного подавления возможных конкурентов в начальном периоде антинаркотической программы Гарри Анслингера», — сообщает в статье 2016 года экономический аналитический центр Mises Institute (Австралия).
Анслингер возглавлял Федеральное бюро по борьбе с наркотиками (FBN) с 1930 по 1962 год и широко известен в истории США как один из первых сторонников войны с наркотиками, сыгравший важную роль в криминализации марихуаны на федеральном уровне.
В 2016-м в своем блоге Рикардо Кортес написал, что посетил Национальный архив и увидел переписку между Анслингером и руководством Maywood Chemical Works, договаривающимися о совместных усилиях по опровержению статьи репортера издания Life об импорте листьев коки в Штаты.
«Мы не желаем огласки, которую могла бы принести нам такая статья», — писал М. Дж. Хартунг, глава компании Maywood Chemical, Гарри Анслингеру в 1949 году (это письмо на изображении выше).
В июле 1950-го офис FBN подал внутренний меморандум по этому поводу.
«Меньше огласки в прессе об экспорте листьев коки и наркотических средствах будет лучше для американской общественности», — говорится в служебной записке бюро, отмечая также, что прошлые публикации по этому вопросу неудовлетворительны.