Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

AP: В Соединенные Штаты возвращаются расстрельные команды

На этой неделе законодатели штата Айдахо поддержали законопроект, одобряющий расстрелы преступников-смертников. Айдахо стал пятым штатом, утвердившим расстрельные команды наряду с Миссисипи, Оклахомой, Ютой и Южной Каролиной.

Возврат расстрельных команд вызван поиском альтернативы прежде популярным смертельным инъекциям по той причине, что фармкомпании стали запрещать использование их лекарств для исполнения приговоров.

Часть американских политиков, включая нескольких судей Верховного суда, считают расстрел менее жестокими, чем смертельная инъекция, несмотря на насилие, связанное с пробиванием тел пулями. Другие говорят, что все не так просто и что есть другие факторы, которые также следует учитывать.

Последняя казнь путем расстрела в США состоялась в 2010 году. В тот год 18 июня был казнен Ронни Ли Гарднер за убийство адвоката во время попытки побега из здания суда. Казнь была проведена в тюрьме штата Юта.

Гарднера посадили в кресло, обложив мешками с песком и закрепив мишень в области его сердца. Пять тюремных сотрудников, набранных из числа добровольцев, открыли огонь с дистанции около 8 метров из винтовок 30-го калибра. Через две минуты Гарднер был объявлен мертвым.

Одну винтовку традиционно зарядили холостым патроном. Отчасти это сделано для того, чтобы члены расстрельной команды могли думать, что, возможно, именно их выстрел был холостым.

По данным «Вашингтонского информационного центра по смертной казни», Юта – единственный штат, в котором за последние 50 лет применялись расстрелы заключенных-смертников (на фото – оснащение места казни через расстрел в Юте).

AP: В Соединенные Штаты возвращаются расстрельные команды

Дефицит смертельных наркотиков

Согласно принятому в штате Айдахо законопроекту, использование расстрельных команд возможно лишь в том случае, если палачам окажутся недоступны препараты, необходимые для смертельных инъекций.

На фоне популярности смертельной инъекции с 2000-х годов фармкомпании стали запрещать использование своих наркотиков, заявляя, что их лекарства предназначены для спасения жизней, а не для их отнятия.

Власти штатов Америки столкнулись с затруднениями при получении набора лекарств, на которые они долгое время полагались, таких как тиопентал натрия, хлорид калия и бромид панкурония. По этой причине смертные казни пришлось осуществлять более доступными препаратами, такими как пентобарбитал или мидазолам, однако оба этих средства, по утверждению критиков, могут вызывать мучительную боль.

В сложной ситуации некоторые штаты повторно одобрили использование электрических стульев и газовых камер – или, по крайней мере, рассматривают возможность этого. А законодатели других штатов вспомнили о расстрельных командах.

AP: В Соединенные Штаты возвращаются расстрельные команды

Пуля более человечна или нет

По мнению судьи Верховного суда США Сони Сотомайор (на фото), расстрел представляет собой гуманный метод казни. Ее позиция в этом вопросе основана на ожиданиях, что пули поразят сердце, разорвут его и вызовут немедленную потерю сознания, поскольку приговоренный к казни быстро истечет кровью.

Такое мнение судья Сотомайор озвучила в 2017 году, при рассмотрении дела заключенного из Алабамы, требовавшего для себя расстрела. Большинство судей Верховного суда отказалось рассматривать его апелляцию. Против позиции коллег выступила Сотомайор, заявившая, что смертельные наркотики могут маскировать сильную боль, парализуя заключенных, пока они еще сохраняют разум.

В 2019 году при рассмотрении федерального дела прокуратура представила показания анестезиолога Джозефа Антонини, утверждавшего, что безболезненная смерть при расстреле не гарантируется.

По словам Антонини, заключенные могут оставаться в сознании до 10 секунд после изрешечения пулями, в зависимости от места их попадания. Эти секунды, отметил анестезиолог, могут быть «сильно болезненными, особенно при разрушении костей и повреждении спинного мозга».

Другие комментаторы отмечают, что расстрелы явно жестоки и кровавы по сравнению со смертельными инъекциями. События, развивающиеся после команды «огонь», потенциально травмируют родственников жертв и других свидетелей казни, а также палачей и персонал тюрьмы, которым после приходится убирать место казни.

Остин Сарат, профессор политологии и права Амхерстского колледжа, изучил результаты 8776 различных казней, проведенных в Штатах за 1890-2010 год, и обнаружил, что 276 из них прошли неудачно (3,15% из общего числа казней).

В числе казней, прошедших по незапланированному сценарию, было 7,12% из числа всех смертельных инъекций, а также 3,12% (повешения) и 1,92% среди казней, осуществленных электрическим током.

В то же время ни одно использование расстрельных команд (зафиксировано 34 таких случая, отмечает Сарат) не было признано неудачным. После публикации своего исследования Остин Сарат призвал к полной отмене смертной казни в США.

«Информационный центр по смертной казни» из Вашингтона, однако, выявил как минимум одну расстрельную команду, не справившуюся со своей задачей: в 1879-м на территории Юты члены расстрельной команды не сумели попасть в сердце приговоренного к смерти Уоллеса Вилкерсона, и он 27 минут умирал от потери крови.