Остров Харт, где город Нью-Йорк более века хоронит ненужных мертвецов, в этом году окончательно станет парком и примет первых отдыхающих.
Когда-то Харт-Айленд был исправительной колонией и с XIX века находился в ведении тюремной системы штата Нью-Йорка, использовавшей заключенных-могильщиков и не допускавшей на остров никого постороннего до 2021-го, когда нью-йоркская мэрия передала Харт-Айленд под контроль своего департамента парков.
«На протяжении десятилетий остров Харт подвергался стигматизации и неправильному пониманию, — заявила Сью Донохью, представитель департамента. — Но сегодня наступил новый день».
Отдых на природе среди мертвых
Нью-Йорк по-прежнему продолжит хоронить на острове порядка 1100 невостребованных мертвецов ежегодно, добавляя их к миллиону тел, уже захороненных на этом клочке суши площадью 0,5 км2, расположенном в проливе Лонг-Айленд у побережья Бронкса. Но теперь мертвые будут делить его территорию с туристическими группами, прибывающими на уроки природы и экскурсии в стиле «Приключения выходного дня», которые будут проводить смотрители нового городского парка.
Мероприятия этих «приключений» обычно включают греблю на каноэ, походы, стрельбу из лука и рыбалку – экскурсионные программы, призванные почтить память мертвых и снять клеймо страха, окружающее остров. В рамках экскурсионной программы также разработано приложение для навигации с дополненной реальностью, которое позволит туристам ориентироваться на острове и самостоятельно искать сведения о захоронениях при помощи смартфона.
Чуть позже в 2023 году департамент парков рассчитывает запустить программы для ограниченного числа пользователей в рамках «управляемого посещения» – пилотного проекта, предназначенного для ответа на деликатный вопрос о том, как открыть доступ к острову, на котором находятся десятки тысяч безымянных массовых захоронений.
Будет ли достаточно $70 миллионов на перестройку Харт-Айленд, более известного как «Остров потерянных душ», чтобы очистить его жуткую ауру и рассеять диккенсовскую мрачность?
По мнению официальных лиц нью-йоркского департамента парков, после возвращения в более естественное состояние (снос большинства старых зданий), этот зеленый и неосвоенный остров может сталь очевидным местом для популярного парка. Ранее Нью-Йорк уже добивался значительных успехов в преобразовании заброшенных открытых пространств, таких как Губернаторский остров у Нижнего Манхэттена, когда-то бывший военным фортом, и заброшенные ж/д пути эстакады в Челси, которые теперь являются парковой зоной Хай-Лайн.
Но массовые захоронения останутся нетронутыми. Нью-йоркские власти не планируют превращать крупнейшее в стране общественное кладбище буквально в зону отдыха с детскими площадками и столами для пикника. Здесь не будет таких удобств, как ванные комнаты, жилые помещения или электричество. Посетителей встретит рудиментарная табличка департамента парков, несколько небольших статуэток ангелов и Девы Марии.
По мнению Митчела Лоринга, старшего специалиста по проектам департамента парков, Харт-Айленд станет посещаемым кладбищем, таким как «Грин-Вуд» в Бруклине и «Вудлон» в Бронксе. Однако эти кладбища представляют собой идиллические, ухоженные просторы с монументальными памятниками на могилах исторических деятелей. А ландшафт острова Харт совсем не такой.
Вместо надгробий его плоская территория перемежается небольшими белыми столбиками, разграничивающими участки для бедных, бездомных, неимущих и мертворожденных. Имена захороненных не указываются.
Общественная инициатива
Чиновники департамента парков Нью-Йорка изначально не собирались связываться с этим островом из-за множества проблем, включая отсутствие основных коммунальных услуг и присутствие похоронных команд из числа заключенных.
Но труд заключенных на Харт-Айленд перестал использоваться в первые дни пандемии в 2020-м, когда количество смертей в городе резко превысило вместимость моргов и удвоило обычные показатели погребения. А затем коронавирус пронесся по тюрьмам и Нью-Йорку пришлось комплектовать похоронные бригады наемными рабочими.
Для Мелинды Хант, основательницы НКО «Проект Харт-Айленд», резко критиковавшей использование труда заключенных и обвинявшей городскую секретность в усилении стигматизации острова и его захоронений, новый подход городских властей к использованию этого острова стал отличным решением.
Готовясь к открытию доступа на остров Харт, ее группа разработала навигационное приложение, позволяющее посетителям находить могилы и просматривать виртуальные надгробия, наложенные на местонахождение захоронений.
Мелинда Хант заинтересовалась островом в 1990-м, когда выясняла, что случилось с ее друзьями, умершими от СПИДа. С той поры она документировала каждую процедуру захоронения на Харт-Айленд, отстаивала у властей расширение доступа и осведомленности, помогла сотням людей посетить могилы родственников и знакомых.
Она заявила о надежде, что закон 2019 года, отменяющий «150 лет тюремного контроля», сделает остров свободным парком, а не просто разрешит «редкие туристические группы».
Митчел Лоринг отметил крайнюю важность сохранения достоинства захоронений вне зависимости от числа посетителей, поскольку именно захоронения останутся «основной функцией острова».
По его словам, общественный доступ будет ограничен в дни выполнения похорон (обычно четверг и пятница), а также в течении двух дней ежемесячно, когда город разрешает посещать близким могилы их родственников.
Мелинда Хант выразила надежду, что открытие Харт-Айленд приведет к тому, что многие ньюйоркцы предпочтут похороны именно там, учитывая, что город обязан предоставить это право по закону. По оценке городских властей, устранение заброшенных зданий на острове Харт позволило высвободить достаточно места под захоронения еще на несколько десятилетий.