Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Исчезающее Большое Соленое озеро насыщает столицу мормонов ядовитой пылью

Крупнейшее соленое озеро в западном полушарии США рискует стать одной из самых страшных экологических катастроф, поскольку через пять лет оно с большой вероятностью исчезнет. Источник: The Guardian.

Уже сейчас путь к Большому Соленому озеру, крупнейшему соленому водоему в западном полушарии, пролегает через километры песка и грязи, покрытых полосами льда и останками озерной живности. Прежде эти самые километры пришлось бы проходить по пояс в воде.

Но растущее чувство страха среди местных жителей по поводу быстро мелеющего озера происходит не только из-за угрозы проблем с водой, как бы плохо это ни было. Наибольший ужас вызывает мысль о токсинах, смешанных с солью на обширном бывшем дне озера, таких как мышьяк, ртуть и свинец. Эти яды уносятся ветром, образуя ядовитые облака пыли, проникающие в легкие людей в соседнем Солт-Лейк-Сити. В столице мормонов загрязнение воздуха часто оказывается хуже, чем в Лос-Анджелесе, провоцируя множество респираторных проблем.

Этот сценарий, по словам эколога Бена Эбботта из Университета Бригама Янга, рискует вызвать одну из самых страшных экологических катастроф в современной истории Америки. Эбботт считает, что последствия исчезновения Большого Соленого озера превзойдут частичное расплавление реактора на пенсильванской АЭС Три-Майл-Айленд в 1979-м, поскольку станут своего рода вечным источником ядовитой пыли.

Исчезающее Большое Соленое озеро насыщает столицу мормонов ядовитой пылью

Город воздушной соли

Уже есть свидетельства того, что шлейфы токсичной пыли поднимаются с поверхности соляного дна на озере, утратившем три четверти объема воды и уменьшившемся почти на две трети с тех пор, как к его берегам прибыл первый обоз мормонов в середине XIX века.

Как сообщил Бен Эбботт, ему регулярно поступают телефонные звонки от людей, расспрашивающих, безопасно ли жить в Солт-Лейк-Сити и не следует ли их детям отказаться от поступления в Университет Юты.

«Местные жители осознали, что это не гипотетическая угроза, а вполне реальная, которая переменит весь наш образ жизни», — заявил Эбботт. «Мы видим, как приближается этот грузовой поезд, поскольку озеро иссыхает. Сейчас нам видна только передняя часть этого поезда».

По словам Эбботта, около 2,4 миллиона человек, т.е. около 80% населения штата Юта, проживают «в двух шагах от озера». «Я имею в виду, что ветра с пылью будут дуть прямо на них. Как говорят некоторые специалисты, это экологическая ядерная бомба».

Затруднительное положение Большого Соленого озера часто сравнивают с высохшим озером Оуэнс в Калифорнии, которое является одним из худших источников загрязнения пылью в Штатах с тех пор, как питающая его река была перенаправлена ​​в акведук Лос-Анджелес более века назад.

Но огромная площадь Большого Соленого озера, которое иногда называют «Мертвым морем Америки», но в действительности четырехкратно превышающее размеры израильского аналога, предвещает потерю в масштабах Аральского моря, когда-то бывшего четвертым по величине озером в мире, но практически обезвоженного советскими ирригационными проектами.

Исчезновение Арала вызвало ошеломление в Советском Союзе, поскольку там считали практически невозможным обречь на смерть такое большое озеро, если перевести воду из питающих его рек на хлопковые поля.

«Но эти системы на самом деле очень и очень деликатны, — пояснил Эбботт, — и они могут быстро выйти из строя. Великое Соленое озеро, равновесие которого было нарушено из-за ненасытного отвода воды для питания сельскохозяйственных культур, смывных туалетов и водоемов, а также из-за глобального потепления, может исчезнуть уже через пять лет». Еще лет десять назад подобную вероятность, отметил Эбботт, многие эксперты называли абсурдной.

Исчезающее Большое Соленое озеро насыщает столицу мормонов ядовитой пылью

Меры противодействия

Власти штата Юта, преследуемые неблагоприятными прогнозами в отношении озера, ответили сотнями миллионов долларов, направляемыми на меры по улучшению ситуации и воинственной риторикой.

«Пока я на посту, мы не позволим озеру высохнуть», — пообещал Спенсер Кокс, губернатор штата Юта. «Мы сделаем все возможное, чтобы этого не произошло». Кокс, ранее просивший жителей штата Юта молиться, чтобы смягчить самую сильную засуху, охватившую американский запад за последние 1200 лет, приостановил любые новые запросы на потребление воды из бассейна Большого Соленого озера.

Но ученые, изучающие состояние озера, обеспокоены тем, что предлагаемые средства по-прежнему не соответствуют масштабам проблемы. Сеть плотин и каналов откачивают столько воды из рек, текут с гор в озеро, что за последние три года оно набрало лишь треть своего естественного стока. Текущий уровень Большого Соленого озера почти на 6 метров ниже его естественного среднего уровня и его обмеление ускорилось с 2020 года.

«Продолжайте в том же духе, и озеро полностью исчезнет», — говорит Бонни Бакстер, биолог из Вестминстерского колледжа, посвятившая годы изучению этого озера. «Это определенно ощущение того, что ты стоишь у пропасти, а камни обсыпаются под твоими ногами. И ты знаешь, что будет дальше. Вот на что это похоже».

Исчезающее Большое Соленое озеро насыщает столицу мормонов ядовитой пылью

Масштабная экологическая катастрофа

Потеря Большого Соленого озера грозит ужасным коктейлем последствий. Птицы на озере исчезнут, поскольку вся площадь водной поверхности озера – сейчас менее 1600 квадратных км, что в три раза меньше, чем в 1980-х – превратится в огромную долину с твердыми, потенциально токсичными миазмами.

Прибыльная добыча лития, магния и других полезных ископаемых из озера окажется под угрозой, равно как и условия для катания на лыжах в горах, расположенных рядом с озером – влага из него высасывается штормами, а затем откладывается в виде снега для удовольствия лыжников и сноубордистов. Это приведет к миллиардным экономическим потерям.

Юта – самый молодой и быстрорастущий штат Америки, население которого за последнее десятилетие выросло на 18%. Однако Большое Соленое озеро осушается не возросшим населением, а допотопной системой прав на воду для сельского хозяйства. Около трех четвертей отводимой воды идет на выращивание сельхозкультур, при этом большая часть воды идет на взращивание люцерны, водоемкой культуры, идущей на корм животным. Города забирают 9% воды.

Другой проблемой стало повышение температуры, отсекающее возможность формирования снежного покрова, питающего реки в бассейне Большого Соленого озера, и испаряющее воду, находящуюся в озерном водоеме.

«Все эти вещи привели нас к ситуации, в которой мы сейчас находимся, и у нас нет устойчивых вариантов, чтобы справиться со всем этим», — считает Бонни Бакстер.