Совет племени оглала-сиу (также оглала-лакота) требует от Штатов исполнения договора от 1868 года, по которому американские власти обязаны расследовать преступления против коренных народов Северной Америки и компенсировать нанесенный ущерб.
Холли Уилсон ушла в магазин за газировкой для ужина со стейками для своих девяти внуков в мае 2022 года, когда на ее дом в крупнейшей индейской резервации в Южной Дакоте обрушился шквал пуль.
Испугавшись выстрелов ее 6-летний внук, Логан Идущий Воин (на фото), спрыгнул с семейного дивана и помчался через комнату к своему дедушке – и был ранен в голову. Потребовалось более 15 минут, чтобы на вызов прибыл один из полицейских племени, но проезжавших мимо стрелков уже не было, а Логан – «добрый и нежный» мальчик, обожавший Xbox и сиамского кота Саймона – был мертв.
Спустя несколько месяцев отец и сын, проживавшие неподалеку от дома Холли Уилсона в резервации племени оглала-сиу Пайн-Ридж, были убиты злоумышленником. Их тела были обнаружены только через шесть дней, рассказала женщина. А всего несколько ночей назад ее старшего сына держали под дулом пистолета в его собственном доме.
Подобный виды преступлений становятся все более обычными на территории резервации площадью 14 000 квадратных километров. Однако в штате местных правоохранительных органов только 33 полицейских и восемь следователей, которым ежегодно приходится обрабатывать более 100 000 вызовов по всей резервации, площадь которой почти равна штату Коннектикут. Федеральный бюджет отказывается финансировать больший штат правоохранителей.
Неисполнение обязательств
В июле 2022-го племя оглала-сиу подало в суд на Бюро по делам индейцев и на нескольких высокопоставленных чиновников. Совет племени утверждает, что власти США не соблюдают договорных обязательств по доверительному управлению, поскольку не обеспечивают надлежащего правоприменения для решения «кризиса общественной безопасности» в резервации.
В ответ представители федерального правительства заявили, что у племени нет доказательств, будто старые договоры обязуют США предоставлять племени «предпочтительный количество персонала или финансирования для правоохранительных органов». После двухдневного разбирательства по поводу принятия иска к рассмотрению, прошедшего на этой неделе, судья заявил, что примет это дело.
«Нам нужны перемены. Все устали от одних и тех же старых разговоров. Только разговоры, разговоры и разговоры год за годом, а наш народ продолжает страдать», — заявил Фрэнк Восходящая Звезда, вождь племени оглала-сиу, журналистам «Ассошиэйтед Пресс». «Мы считаем, что сейчас самое время занять новую позицию».
По мнению Роберта Миллера, профессора права в Университете штата Аризона, являющегося зарегистрированным членом восточного племени шауни в Оклахоме, у федерального правительства имеется долг перед коренными народами по заявленным для племен договорным обещаниям, которые следует толковать свободно и в пользу индейских племен.
«Если федеральные правоохранительные органы крайне слабы, как это наблюдается в большинстве резерваций, то они не выполняют своих обязательств по попечению и защите индейских народов», — отметил Миллер.
Американские резервации беззакония
В судебных документах по этому делу племя оглала-сиу указывает на такие договоры, как договор 1868 года, подписанный в Форт-Ларами. В нем говорится, что, если кто-то совершит преступление против коренных американцев, власти США «немедленно приступят к аресту преступника и накажут их по законам Штатов, а также возместят потерпевшему понесенный ущерб».
Фрэнк Восходящая Звезда (на фото) заявил, что надеется на иск оглала-сиу, поданный всего через несколько дней после того, как северное племя шайеннов в Монтане подало аналогичный иск. Он считает, что эти судебные разбирательства послужат примером для других племен на Великих равнинах и за их пределами, сталкивающихся с подобными ситуациями.
Резервация Южной Дакоты находится в 130 км к юго-востоку от Рапид-Сити, между границей штата Небраска и Баккенскими нефтяными месторождениями.
Такое расположение сделало эту территорию удобной как для торговли людьми, так и для торговли наркотиками, объяснила адвокат племени Патрисия Маркс, а малая численность полиции означает, что это место считается «зоной беззакония».
По словам официальных лиц оглала-сиу, в период с января по июнь 2022-го в полицию племени поступило 285 сообщений о пропавших без вести, 308 звонков, связанных с оружием, и 49 сообщений об изнасиловании. По словам Патрисии Маркс, в каждой смене работает только пять офицеров полиции племени, из-за чего время реакции на обращения, связанные с оружием, может составлять от 40 минут до часа.
По данным Бюро статистики юстиции, в 2020-м полиция племени оглала-сиу сообщило о фиксации на 155 насильственных преступлений больше, чем в 2017 году.
Уголовная юрисдикция в Стране индейцев сложна и зависит от того, являются ли подозреваемый, потерпевший или оба они коренными американцами, а также от того, где именно произошло преступление.
Федеральное правительство, советы племен и власти округа пытались укрепить общественную безопасность в резервациях, где в некоторых местах погибает в 10 раз больше женщин, чем по всех Штатах. Основными подходами в этом были межведомственные соглашения, расширение полномочий по вынесению приговоров членам племени и программы, позволяющие прокурорам племен рассматривать дела в федеральном суде.
Минюст США также разработал программу увеличения финансирования, предоставляемого племенам для борьбы с преступностью. В прошлом году, например, было объявлено о выделении свыше $246 миллионов в виде грантов индейским общинам для повышения общественной безопасности и помощи жертвам преступлений.
Но племя говорит, что всего этого недостаточно. Согласно их иску, оглала-сиу требуется в резервации более 140 полицейских (сейчас их 33), чтобы противостоять безудержной преступности.