75-летний Сайфулла Парача (на фото) ранее подозревался в поддержке «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и пробыл под стражей два десятилетия. Обвинения против него так и не были выдвинуты.
На свободу вышел старейший заключенный Гуантанамо – 75-летный бывший житель Нью-Йорка и бизнесмен, ставший одним из самых необычных и наиболее известных «вечных заключенных» военной тюрьмы США. Примечательно, что американская военная прокуратура даже не стремилась предать его суду, однако до 2022-го наблюдательные комиссии называли его слишком опасным для освобождения.
Его секретная депортация, о которой правительство Пакистана объявило в субботу (29 октября), стал кульминацией многомесячных переговоров по возвращению ему свободы. Пентагон отказался комментировать это событие. Адвокат Сайфуллы Парача опубликовал фотографию своего бывшего подзащитного, сидящего за столиком в «Макдональдсе» в столице Пакистана.
Пакистанский МИД сообщил сегодня, что его усилия «завершили обширный межведомственный процесс по содействию репатриации г-на Парача» и что власти страны «рады тому, что гражданин Пакистана, задержанный вне границ страны, наконец-то смог воссоединиться с семьей».
Тайная операция
Немолодой мужчина поступил в Гуантанамо в первые дни развернутой серии операций по задержанию, когда сотни молодых людей, захваченных за границей, заполнили тюремные блоки на берегу залива.
Сайфулла Парача (его фото на момент прибытия в Гуантанамо), свободно владеющий английским языком, в 1970-х жил в нью-йоркском Квинсе, получил грин-карту в 1980-м и стал руководить бизнесом между Пакистаном и штатом Нью-Йорк, управляя туристическими агентствами, занимаясь строительством недвижимости и организацией СМИ.
Он был схвачен в ходе спецоперации ФБР в Таиланде в июле 2003-го, когда ему было 56 лет. Агенты, выдававшие себя за представителей австралийской торговой сети Kmart, заманили г-на Парача из в Карачи в Бангкок, якобы для торговых переговоров. Агенты разведки США схватили его, надели капюшон, заковали в кандалы и перевезли в Афганистан.
Его адвокаты рассказали, что г-н Парача первое время содержался в военной тюрьме в афганском Баграме где перенес сердечный приступ. Спустя 14 месяцев заключения его отправили не одну из секретных тюрем ЦРУ, где заключенных регулярно пытали, а в Гуантанамо.
«Сайфулла вообще не должен был находиться в Гуантанамо», — заявил Клайв Стаффорд Смит, юрист-правозащитник, навещавший заключенного с 2005 года. «Поэтому я так счастлив, что он не умер в тюрьме и наконец-то вернулся домой».
Почти военнопленный
Заключенный страдал от диабета, ишемической болезни сердца и высокого кровяного давления, но отказывался делать операцию на сердце в американской тюрьме.
В апреле 2019-го фотография (см. фото), на которой он запечатлен читающим в общей камере, появилась вместе со статьей в «Нью-Йорк Таймс», рассказывающей об усилиях Пентагона по адаптации мест содержания под стражей для заключенных военного времени, которым предстояло умереть в Гуантанамо.
В его досье американскими спецслужбами указано, что он помогал Халиду Шейху Мохаммеду, обвиняемому в организации терактов 9/11, «содействовать финансовым операциям и пропаганде», и утверждалось, что перед этим терактом он встречался с Усамой бен Ладеном в Афганистане.
Со своей стороны, Сайфулла Парача заявил, что ему не было известно о истинной личности организатора теракта, а также о роли Халида Шейха Мухаммеда в заговоре 9/11. Он утверждал, что выделил немного денег и позволил его племяннику использовать монтажную студию в Карачи из чувства мусульманского родства, а не какой-либо идеологии. Он высказал осуждение насилию и полностью отрицал связь с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ).
За несколько месяцев до того, как Сайфулла Парача был схвачен, федеральные агенты арестовали в Нью-Йорке его старшего сына. Узаира Парача судили, признали виновным и приговорили к 30 годам тюрьмы за финансирование террористов.
Но его обвинительный приговор в 2018 году был отменен. Затем в 2020-м военная прокуратура США закрыла дело против Узаира Парача. Ему позволили вернуться в Пакистан на условии отказа от американского гражданства.
Пожилой «террорист»
В Гуантанамо сокамерники и некоторые охранники называли его «чача», означающее «дядя» на урду. Когда командование тюрьмы позволяло, он занимался обучением заключенных английскому языку и финансам. Иногда он обращался к охране с жалобами на изоляцию в камерах.
Вскоре после прибытия в Гуантанамо в 2004-м г-н Парача предстал перед комиссией американских офицеров, утвердивших его в статусе «вражеского комбатанта», своего рода военнопленного. Он полностью отрицал наличие связей с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), называл себя бизнесменом, имевшим партнера-евреем и оспаривал идею о том, что США вправе объявить всю планету полем битвы против терроризма.
«Распространяется ли ваш исполнительный указ на весь мир?» — спросил он командующего американскими военными, согласно стенограмме Пентагона.
«Идет глобальная война с терроризмом», — ответил ему офицер.
Сайфулла Парача сказал: «Я это знаю, но вы не владеете всей планетой, сэр».
Его супруга, с которой он познакомился и женился в Штатах, развелась с ним, когда его поместили под стражей. Ожидается, что он будет жить совместно с младшим сыном Мустафой, заявившем в прошлогоднем интервью, что первым его делом будет воссоединение семьи, за которым последует всесторонняя медицинская помощь отцу.