Судебный процесс по делу о мошенничестве и коррупции в Ватикане принял драматический оборот в среду (12 октября), когда некогда могущественный кардинал заявил комиссару полиции Ватикана, что выплаты полумиллиона евро самозваному «аналитику по вопросам безопасности» произведены с благословения Папы Франциска ради переговоров об освобождении монахини, удерживаемой в заложниках исламскими боевиками.
Это заявление кардинал Анджело Беччу (фото выше) сделал перед ватиканском трибуналом во время допроса комиссара Стефано Де Сантиса (фото ниже), высокопоставленного офицера жандармской полиции Ватикана и ключевого свидетеля обвинения. Де Сантис был одним из главных следователей в расследовании, которое привело к судебному разбирательству по поводу инвестиций Святого Престола в размере 350 миллионов евро в предприятие по продаже недвижимости в Лондоне.
Громкое дело
Прокуратура Ватикана обвинила 10 человек, включая кардинала Беччу, во множестве финансовых преступлений и в ограблении Святого Престола на десятки миллионов евро в виде побочных сборов, комиссионных и других мошеннических действий.
Допрос Де Сантиса касался одного из аспектов сделки с лондонской недвижимостью, а именно отношений Анджело Беччу с Сесилией Маронья, называвшей себя «аналитиком по вопросам безопасности».
Кардинал Беччу, занимавший в то время пост № 3 в секретариате Ватикана, прежде заявил суду, что он нанял Маронью в 2015-м в качестве внешнего консультанта по безопасности и впоследствии привлек ее к переговорам о найме британской ЧВК для переговоров об освобождении колумбийской монахини, удерживаемой в заложниках боевиками «Аль-Кайды» (запрещена в РФ) в Мали.
В мае 2022-го Беччу сообщил суду, что Папа Франциск позволил потратить на освобождение монахини до 1 миллиона евро, в результате она получила в прошлом году свободу. При этом кардинал подчеркивал, что это не был выкуп.
Гуманитарные растраты
Стефано Де Сантис сообщил суду, что жандармы Ватикана узнали по линии Интерпола в 2020 году, что словенская компания Сесилии Мароньи получила 575 000 евро девятью отдельными банковскими переводами от ватиканского секретариата якобы на «гуманитарные» цели, но что деньги использовались для оплаты дорогостоящей косметики и других предметов роскоши высокого класса.
Он заявил, что совместно с шефом полиции Ватикана 3 октября 2020-го прибыл в апартаменты кардинала Беччу по его просьбе и сообщили ему о обнаруженной растрате.
Де Сантис рассказал, что Беччу принялся умолять их о неразглашении сведений о платежах на счета Мароньи, утверждая, что это нанесет вред ему и его семье. Он предлагал возвратить эти суммы со своего счета в банке Ватикана.
Анджело Беччу отверг с версию событию, высказанную Де Сантисом. В спонтанном обращении к суду он напомнил судебной коллегии о своих предыдущих показаниях: что платежи за переговоры об освобождении заложников были согласованы с Папой Франциском, а также что только он и папа знали о них, а ватиканских жандармов намеренно держали в неведении.
Кардинал Беччу заявил суду, что он не просил о встрече с Де Сантисом и шефом ватиканской полиции и считает странным, что свидетель обвинения вообще раскрыл ее содержание, поскольку сотрудники полиции сообщили ему, что это будет оставаться в секрете пока расследование продолжается.
Он сказал, что действительно был потрясен, узнав, что полиция Ватикана расследует дело Мароньи, но подчеркнул, что испытываемые им в результате расследования страдания не имеют ничего общего с его семьей, а скорее с тем фактом, что Папа Франциск и он надеялись сохранить информацию о переговорах ради заложников в секрете.
Кардинал Анджело Беччу обвиняется в злоупотреблении служебным положением и предполагаемой растрате за перевод $125 000 из средств Святого Престола на так называемую благотворительность, полученных компанией на Сардинии, которой руководит брат кардинала. Сесилия Маронья обвиняется в мошенничестве и растрате средств Ватикана. Оба обвиняемых отрицают свою вину.
Судебный процесс в Ватикане, возобновившийся в конце сентября после летних месяцев, набирает обороты, и до конца 2022-го запланировано почти 20 слушаний. У прокуроров имеется около 30 свидетелей, адвокаты защищают 10 обвиняемых и ожидается, что обвинения будут выдвинуты против еще десятков должностных лиц, включая занимающих ватиканские посты №2 и №3.