По мнению Шолы Мос-Шогбамиму, феминистки и политической активистки, новое поколение граждан Великобритании ставит под сомнение саму легитимность монархического порядка. Источник: Al Jazeera.
Когда королевская процессия сопровождала покойную королеву в Вестминстер-холл, на изголовье ее гроба находилась Императорская государственная корона. Она представляет собой одну из самых известных драгоценностей британской монархии, символизируя богатство, власть и престиж короны, накопленные путем систематического грабежа колоний и трансатлантической работорговли, сотен лет преступлений против человечества.
Это не наполняет благоговением, скорее заставляет задуматься о наследии почившей королевы. Для некоторых это событие знаменует траур по любимой правительнице, другие же считают, что ее руки были в крови. Она была последней колониальной королевой Земли, во имя которой совершались невообразимые действия даже после формального прекращения колониализма, когда пьеса британского империализма стала имитировать модернизацию и содружество.
Монархическая «демократия»
Наследие королевы сейчас настолько обелено и окутано преувеличенными эпитафиями, что, уважая право людей оплакивать ее кончину, Шола Мос-Шогбамиму считает себя обязанной разорвать эту ревизионистскую историю с некоторыми точечными высказываниями правды.
Вот что мы должны спросить: какое значение сегодня имеет монархия?
Британский монарх – неизбираемый глава государства, что несовместимо с прогрессивным и развитым обществом XXI века. Что еще хуже, так это то, что британская монархия буквально живет за счет богатства, достигнутого порабощением народов. Британская корона разграбила триллионы долларов в Азии и Африке, разворовывая их природные ресурсы. А ее королева изображалась воплощением обаяния, призванным придать респектабельный вид монархическому расизму.
Еще одним неопровержимым наследием Елизаветы II является ее неспособность взять на себя ответственность за действия своего правительства, пожиная при этом власть и все ее выгоды. «Благодаря ей Британия сегодня стала великой страной», — заявила на прошлой неделе Лиз Трасс.
Но королева не может изображаться причиной величия Британии без ответственности за зверства, совершенные британскими правительствами при ней и за которые она никогда лично не извинилась. Действительно, какое дело британской королеве до жестокого подавления восстания мау-мау в Кении, в котором пытки, изнасилования и тюремное заключение 1,5 миллионов человек были обычными инструментами, примененными британцами.
И зачем королеве было извиняться за ужасающую роль Британии в уничтожении практически миллиона человек в ходе войне в нигерийской Биафре, где Англия отстаивала свои стратегические интересы. Какое ей было дело до несправедливости, нищеты и отсталости, по-прежнему существующих в бывших колониях из-за веков британского колониализма. И, разумеется, британской монархии незачем извиняться за мириады драгоценностей и артефактов, украденных из Азии и Африки, гордо украшающих стены Букингемского дворца и десятков британских музеев.
Королева не причем
Апологеты монархии часто называют Шолу Мос-Шогбамиму «поразительно исторически невежественной» поскольку она возлагает на королеву ответственность за действия ее правительств. Однако история показывает, что королеве Елизавете было прекрасно известно, что в конечном итоге нести ответственность придется именно ей.
В 1995-м она подписала извинения перед новозеландскими маори за зверства и кражу земель, совершенных от имени ее предка, королевы Виктории. Но когда маори потребовали личных извинений, министр юстиции Новой Зеландии достопочтенный Дуг Грэм заявил: «Королева действует через свои правительства и ничего не делает лично».
Он произнес вслух то, что обычно замалчивалось. Действительно, королева всегда действовала через свои правительства. Если бы она решила принести извинения маори за преступления ее монархических предков, то ей пришлось бы сделать то же самое за зверства, совершенные Великобританией в Кении, Нигерии и Северной Ирландии только за период ее правления.
Однако аура очарования британской монархии все больше исчезает. Если королеве Елизавета удавалось избегать проверок, обязательств прозрачности и подотчетности под маской благоговения и почтения, то ни одному из ее преемников более этого не удастся. Британцы живут сейчас в другую эпоху: они заслужили права, во многом несовместимые с самой монархией, которую англичане в значительной степени переросли.
Действительно, опросы показывают, что молодые британцы особенно четко выражают нежелание сохранять монархию. Регрессивный институт монархических прав нежизнеспособен.
К примеру, нет никакого смысла в том, что во время худшего кризиса стоимости жизни в новейшей истории – тысячи европейцев остались без крова и зависят от продовольственных банков, а миллионы платят непомерно высокие цены на энергию – британцы будут оплачивать похороны королевы. Напомним, что личное состояние покойной составляло более $500 миллионов, а активы королевской семьи составляют $28 миллиардов. Каждый британец оплачивает похороны самостоятельно. Так почему же богатейшая монархия мира не может оплатить похороны королевы самостоятельно?
Гигантские потоки людей, выстраивающихся в очередь только чтобы увидеть гроб королевы, свидетельствуют о силе идеологической обработки, благодаря которой монархия все еще контролирует жителей Британии. Однако просыпается новое поколение, выросшее относительно равнодушным к королевской семье, задающее вопросы и требующее изменений в укоренившемся системном неравенстве, символом которого выступает британская монархия.