Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

NBC News: Главный орган зрения у собак – их нос

Новое открытие предполагает, что обонятельная и зрительная системы у собак каким-то образом являются интегрированными, хотя и неизвестно, как именно собаками воспринимается результат совместной работы этих двух органов чувств.

Общеизвестно, что собаки способны производить идентификацию и слежку за объектами по запаху. Исследователи выяснили, что особый талант этих животных достигается при помощи особых структур мозга, увязывающих обоняние и зрение вместе.

NBC News: Главный орган зрения у собак – их нос

Удивительный тандем чувств

Исследование, представленное в июле изданием Journal of Neuroscience, продемонстрировало, что мозг собак использует зрение и обоняние в связке. На данный момент ученым неизвестны другие виды существ, способных воспринимать мир так же.

«В нашем исследовании наиболее интересно обнаружение связей, идущих от носа к затылочной доле, т.е. к зрительной коре мозга», – отмечает ветеринар-невролог Филиппа Джонсон (на фото), доцент колледжа ветеринарной медицины при Корнельском университете (США), являющаяся старшим автором данного исследования.

Совместно с коллегами она изучила действие головного мозга 23-х испытуемых при помощи МРТ. Результатом этого стало обнаружение неврологических связей между обонятельной луковицей, отвечающей за распознавание запахов, с затылочной долей мозга собак, где обрабатываются зрительные данные.

Филиппа Джонсон сообщает, что люди, полагающиеся главным образом на зрение, не обладают подобными связями в своем мозгу. Однако вполне возможно, что-то похожее может быть и у других животных, восприятие мира у которых во многом зависит от обоняния.

«Запах оказывает влияние на зрительную кору в собачьем мозге, но нам сложно понять результат этого, – пояснила Джонсон. – Я предполагаю, что собаки используют запах, чтобы определить расположение объектов».

По словам Джонсон, люди при входе в помещение в первую очередь пользуются зрением, т.е. определяют визуально, кто находится в комнате или как там расположена мебель. А собаки, судя по всему, воспринимают окружающий мир через запахи и ориентируются в пространстве именно благодаря запахам.

Это объясняет поведение собак, утративших зрение, но не особенно пострадавших от этого.

«Один из офтальмологов в местной ветеринарной клинике рассказал нам, что у него регулярно бывают хозяева полностью слепых собак, не доверяющие результатам офтальмологического обследования их питомцев, – сообщила Филиппа Джонсон. – Владельцы этих слепых собак утверждают, что их питомцы чувствуют себя совершенно нормально и способны играть в догонялки, они без труда ориентируются в окружающем пространстве и не натыкаются на какие-либо предметы».

NBC News: Главный орган зрения у собак – их нос

Животные-компаньоны для следующего исследования

Джонсон с коллегами намеревается выполнить еще несколько исследований, направленных на изучение мозга кошек и лошадей – они также серьезно зависят от обоняния.

«У лошади голова также является преимущественно носовым органом, однако использование запахов ею происходит иначе, чем у собаки, поскольку лошадь – животное-жертва, пользующееся запаховой информацией для защиты себя, – объяснила она. – Нам будет крайне интересно выяснить, как происходит интеграция данных от их носовой системы с мозгом».

NBC News: Главный орган зрения у собак – их нос

Уникальность обоняния у собак

Чувствительность обонятельной системы у собак многократно выше, чем у людей: размер обонятельной луковицы в собачьем мозге почти тридцатикратно превышает аналогичный орган в мозге человека. Филиппа Джонсон отметила, что в носу собак расположен практически миллиард обонятельных рецепторов, тогда как у человека их всего лишь пять миллионов.

Тем не менее, это открытие позволяет утверждать, что для собак обоняние еще более важно, чем предполагалось ранее.

«Ученым известно, что зрение собак менее острое и сложноустроенное, чем у человека. Но теперь мы узнали, что в их зрительное восприятие мира входит запах, а значит собаки воспринимают мир совершенно иначе, чем мы», – заявила она.

Джеймс Серпелл, почетный профессор школы ветеринарной медицины при Пенсильванском университете (в исследовании не участвовал), отметил, что данное открытие предполагает способность собак каким-то удивительным образом сочетать обонятельную и зрительную информацию в своем восприятии окружающего мира.

«Это, безусловно, позволит объяснить, почему ослепшие собаки так хорошо передвигаются, во всяком случае, когда находятся в знакомой среде, в которой их обоняние может сопоставляться с визуальными воспоминаниями о пространственных объектах», – указал он в электронном письме.

По мнению палеоантрополога Пэт Шипман, опубликовавшей книгу «Наши древнейшие компаньоны: история первых собак», именно потрясающая способность собак к обнаружению и анализу запаховой информации стала одной из основных причин их одомашнивания более 40 000 лет назад, как, впрочем, и их умение ориентироваться в темноте, быстро бегать и охотиться вместе с людьми.

«Целью одомашнивания человеком другого хищника должно было быть получение от этого некой способности, упрощающей жизнь», – считает она.

Судя по всему, эти способности собак были полезным преимуществом для древних людей, полагавшихся в добыче пищи главным образом на охоту.

«Сразу в нескольких этнографических исследованиях из разных частей мира было отмечено, что берущие с собой собаку охотники получают больше добычи, чем при охоте без собаки, – подчеркнула Шипман. – Даже несмотря на то, что собаке придется отдать часть мяса добычи – этот компаньон тоже должен что-то получить после охоты – в конечном результате охотник получит добычу в большем количестве».

Также, отмечает Пэт Шипман, обостренное обоняние собак, наряду с другими качествами, для древних людей делало их полезными компаньонами, способными защитить полученную на охоте добычу от прочих хищников, в особенности от волков. Ведь для последних простейший способ добыть пропитание – отобрать его у более успешного охотника.