Доступ к смартфонам для израильского населения харедим контролируется раввинским комитетом, но многие из них все равно совершают бесконтрольные набеги в интернет. Источник: The Guardian.
Бурно развивающаяся в Тель-Авиве наука и технологии, поддерживаемые экс-сотрудниками элитных подразделений государственной разведки Израиля, принесли этой стране прозвище «нация стартапов».
Тем не менее, в Бней-Браке, ультраортодоксальном тель-авивском пригороде, разворачивается ожесточенная борьба по вопросу о совместимости смартфонов с традициями евреев. Также идет спор: кому принадлежит право принятия решения о даче или запрете доступа в интернет.
Ортодоксальные нормы
Доля ультраортодоксального населения, или харедим, в Израиле составляет сейчас 12% от всего населения страны. Согласно одному исследованию, к 2050 году каждый четвертый израильтянин будет ультраортодоксальным.
Большая часть сообщества ультраортодоксов-иудеев упорно избегает телевидения и других средств массовой информации, рассматривая их как угрозу правильному образу жизни. С первой волной мобильных телефонов в сообществе харедим удалось справиться путем создания кошерных телефонов, способных совершать и принимать звонки только с других благословенных номеров, идентифицируемых по префиксу 05331. У таких телефонов не было камер и не существовало возможности выхода в интернет.
Однако распространяющееся влияние смартфонов стало усложнять жизнь ультраортодоксального сообщества, не имеющего интернет-доступа. В Израиле, как и во многих странах с высоким уровнем дохода, предоставление муниципальных услуг, подача налоговых деклараций и доступ к банковским счетам в основном перешли в онлайн.
До сих пор решение проблемы мобильных телефонов в сообществе харедим заключалось в том, чтобы продолжать использовать «ограниченные» телефоны или разрешить смартфоны с предустановленными фильтрами блокировки контента. Т.е. единственными приложениями на домашнем экране типичного кошерного смартфона должны быть часы, калькулятор и навигационное ПО.
Только единственный орган – Раввинский комитет по коммуникациям – обладает правом выдавать кошерные сертификаты для примерно 500 000 кошерных мобильных телефонов в Израиле. Это непрозрачная и влиятельная организация, которой принадлежит право определять участников, содержание и поток контента по своему усмотрению.
Монополия на доступ к контенту
«Раввины говорили: «Держитесь подальше от улицы Алленби в центре Тель-Авива, это грешно». Но теперь любой может зайти на Алленби-стрит со своего телефона. Изначально идея заключалась в том, чтобы уберечь общество от нечистой культуры, – заявил Исраэль Коэн, известный политический обозреватель ультраортодоксов. – Сообщество харедим редко соглашается на что-либо, но многие его члены считают, что комитет не в курсе ситуации».
Члены ультраортодоксальной группы утверждают, что заблокированные номера включают в себя горячие линии новостей и общественного транспорта, которые до сих пор широко используются обществом харедим, и даже номера медицинских служб, а также служб по борьбе с домашним насилием. Кошерные номера также нельзя передавать некошерным провайдерам, что сильно ограничивает конкуренцию.
«Гардиан» предпринял несколько безуспешных попыток связаться с комитетом для получения комментариев.
Судебные процессы против монополии, стоимость которой, по оценкам израильских СМИ, превышает 75 миллионов шекелей (21,6 млн долларов) в год, имели ограниченный успех. В конце прошлого года министерство связи Израиля попыталось провести слушания об отмене системы на основании юридического заключения госоргана по вопросам конкуренции, но было встречено с яростью со стороны некоторых общественных лидеров государства. Эти предложения вновь зашли в тупик из-за краха недолговечного коалиционного правительства в прошлом месяце.
Однако в конечном итоге Раввинский комитет по коммуникациям может оказаться в проигрыше. Недавнее исследование, выполненное «Израильским институтом демократии», продемонстрировало, что члены ультраортодоксального сообщества постепенно интегрируют онлайн-мир в свой образ жизни, при этом две трети из них пользуются интернетом для удовлетворения основных потребностей, таких как электронная почта, работа, доступ к госуслугам, банковские услуги и для поиска информации. Около половины ультраортодоксов, появляющихся в сети, также пользуются соцсетями.
Для Уриэля Диамента, владельца небольшого магазина смартфонов на главной торговой улице Бней-Брака, перемены не могут произойти достаточно быстро. Его кошерный сертификат был приостановлен в начале 2022 года после того, как он высказался против монополии. Вскоре после этого его здание и сотрудники несколько раз подвергались нападениям, окна и двери выбивались толпами разгневанных молодых людей, по его словам, доведенных до исступления своими раввинами.
«Их стратегия состоит в том, чтобы ходить по магазинам и запугивать продавцов. Протестующим врут, будто я продаю айфоны с доступом в интернет 13-летним, но это неправда. Это не о служении Богу, они – обычная мафия», – заявил 39-летний владелец магазина.
Во время визита журналиста «Гардиан» в магазин Диамента вошел мужчина средних лет и накричал на персонал, назвав их «коллаборационистами, не слушающими раввинов».
«Времена изменились, – отметил Диамент после того, как мужчина ушел. – Они больше не смогут продолжать прятать голову в песок».