Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

В детстве Чанире Баджрачарья в Непале поклонялись, как воплощению богини, но она все же решилась заняться учебой. Теперь она поощряет учиться других девушек-богинь, предлагая им следовать ее жизненному опыту. Источник: The New York Times.

Когда 6-летняя богиня проплакала однажды четыре дня, в королевстве это сочли ужасным предзнаменованием, поскольку ее слезы, очевидно, предвещали какую-то национальную трагедию.

В последний день ее четырехдневного плача, 1 июня 2001-го, наследный принц Непала Дипендра расстрелял девять членов королевской семьи, включая своих родителей, короля Бирендру и королеву Айшварию, брата Нираджана и сестру Шрути, прежде чем застрелиться самому.

Сегодня, спустя 20 лет, бывший аватар богини Таледжу трудится в ничем не примечательном офисе в древнем непальском городе Патан, расположенном в нескольких десятках километров от Катманду. Девушка, которой годы назад поклонялись как богине, теперь стала женщиной, занятой более земными делами: Чанира Баджрачарья, недавно получившая степень магистра MBA, обрабатывает заявки на получение кредита в фирме, предоставляющей финансовые услуги.

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

Необычная судьба бывшей богини

Ее современная работа в финансовой корпорации серьезно отличает судьбу девушки от обычной жизни большинства других экс-кумари (прим. Инфосми: кумари – временные воплощения индуистской богини Таледжу). Этим женщинам, которым в подростковом возрасте поклонялись как живому воплощению божества, прежде практически всегда запрещали учиться.

«Раньше считали, что раз она богиня, то и так все знает», — рассказала 27-летняя Чанира Баджрачарья. – «Да и кто осмелится учить богиню?».

Она выступала в своем семейном доме в Патане, где исполняла свои божественные обязанности в течение 10 лет.

Стены одной комнаты увешаны ее фотографиями в полном облачении кумари, маленькой девочки с ярко накрашенными губами и глазами, подведенными краской. На одной фотографии она властно смотрит на последнего короля Непала, Гьянендру, дядю убийцы королевской семьи.

Ее «божественные» будни часто проходили в приемах длинных очередей индуистов и буддистов, преклонявших колени у ее крошечных детских ступней, которым запрещено было касаться земли за пределами дома. Преданные посетители клали в медные чаши подношения деньгами и фруктами, а Чанира безмолвно протягивала руку, покрытую красным атласом, и ставила на их лбы тику – метку красной охрой – в качестве благословения.

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

Традиция божественный советниц королей

Институт кумари, что в переводе с непальского означает «девственница», насчитывает семь столетий. Эта традиция основана на истории индуистской богини Таледжу, которая давала королю советы.

На одной из встреч с богиней король попытался ее изнасиловать, но она исчезла. Король выразил настолько огромное раскаяние, что Таледжу сообщила ему, что, хотя она никогда больше не появится перед непальскими королями в своем собственном теле, они должны будут поклоняться молодым девушкам, через которых богиня продолжит давать королям свои советы.

С XIV века девочек в возрасте двух лет выбирали среди буддийских семей из неварской общины (каста Шакья), проживающей в долине Катманду.

Одновременно титул кумари присваивается дюжине девочек, но только три из них, представляющие три древних королевства долины Катманду, включая Патан, соблюдают образ жизни кумари постоянно. Для других аватаров Таледжу, по словам Чаниры Баджрачарья, их работа в качестве богини «всего лишь на неполный рабочий день».

Кумари, по словам Баджрачарья, действует как синкретический символ между индуизмом и буддизмом – двумя крупнейшими религиями в Непале, стране с населением около 30 миллионов человек.

«В буддийской культуре дети считаются защитниками», — рассказала Чунда Баджрачарья, профессор неварского языка на пенсии, однофамилица бывшей кумари. «Это наша культура, традиции и предмет гордости», — добавила она.

Большинство кумари до Чаниры Баджрачарья, включая ее тетю, Дхану Кумари Баджрачарья, не получили формального образования. Теряя свою божественность во время первых месячных, многие из них вступают во взрослую жизнь неграмотными и изо всех сил пытаются найти себя в жизни за пределами трона.

Чанира Баджрачарья работает над тем, чтобы изменить это, призывая нынешнее поколение юных богинь учиться так же, как она, что, по ее мнению, не только даст им будущее в дальнейшей жизни, но и поможет защитить институт кумари, который, как утверждает ряд критиков, лишает непальских девочек детства и человеческих прав.

«Учеба облегчает возвращение в общество после выхода на пенсию», — отметила Чанира. «В современном мире очень тяжело быть неграмотным».

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

Жизнь богини

Она остается стойкой поборницей традиции, благосклонно относящейся к своему необычному детству.

«Мое прошлое было лучшим моментом в моей жизни», — пояснила девушка. «Все приходили ко мне, чтобы получить благословение, приносили много подарков, устраивали для меня праздники».

Она отвергает любое мнение о том, что ее роль в качестве кумари как-то нарушала ее права.

«Люди привыкли думать, что, будучи аватаром богини, мы ведем очень уединенную жизнь, будто у нас нет возможности разговаривать с другими, нельзя играть и не разрешается улыбаться», — рассказала она. «Все эти мифы очень популярны и иногда они меня раздражают».

Тем не менее, легкой роль кумари назвать тоже нельзя. Их редко выпускают на улицу. За год они появляются на улице не чаще дюжины случаев, когда проводятся определенные религиозные ритуалы или во время сезона фестивалей непальских индусов, при этом богинь следует нести либо в паланкине, либо на руках. В тронном зале и во время уличных церемоний они никогда не разговаривают ни с кем, даже со своими близкими.

За это им оказывается беспрецедентное уважение. На фестивале Индра Джатра, когда кумари Катманду шествует на своей колеснице по улицам города, она ежегодно подтверждает законные претензии главы государства на власть, ставя ему на лоб тику.

Поскольку эмоции каждой кумари воспринимаются как отражение благосостояния нации, как, например, слезы Чаниры Баджрачарья перед королевской резней, они должны сохранять во время ритуалов абсолютное спокойствие.

Правление девушки в качестве живой богини Патана с 2001 по 2010 год ознаменовалось одними из величайших политических перемен в Непале: от дворцовых убийств, которые, как считается в стране, были предсказаны ее слезами, до маоистского повстанческого движения, усилившегося после расстрела королевской семьи. И даже более того: в 2008-м Непал упразднил свою 240-летнюю монархию и стал демократической республикой.

В том же году Верховный суд Непала вынес решение, что традицию кумари следует сохранить, но видоизменить. Правительству было поручено выдавать кумари пособие на образование в дополнении к стипендиям и пенсиям, которые они уже получали.

«Когда-то девушки-кумари не учились. Сейчас все дети учатся. Так что возможность учиться должна быть и для кумари», — заявил Удхав Ман Кармачарья, главный священник храма Таледжу в Катманду.

Впрочем, занятия учебой не мешали Чанире выполнять свои божественные обязанности, отметил священник. «Она была вполне естественной богиней».

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

Как Чанира Баджрачарья стала кумари

Перед рождением ее мать Чампа получила во сне святое знамение – цветок лотоса, упавший с небес в ее чрево. Она пошла к буддийскому священнику, истолковавшему ее сон так – родится ребенок с чистой душой, который «восстанет против мира».

Когда в Патане наступило время выбора новой кумари, все 150 семей общины Ратнакар Махавихар Хахабахал, принадлежащей к клану Невар, были приглашены для того, чтобы привести своих малолетних дочерей для тщательного конкурса. Главный священник провел тантрические ритуалы, попросив Таледжу вселиться в одну из девочек. Астролог изучил их звездные карты.

«Избранная богиней девочка начинает подавать знаки, она становится более вежливой, лицо у нее краснеет. Эти физические изменения, они всегда случаются. Каждый, кто присутствует при этом, может увидеть, что избранная одержима богиней», — рассказывает Чанира о дне, когда она была выбрана аватаром Таледжу.

«Те, кого богиня не выбрала, начинают плакать, или убегают в испуге, или демонстрируют какое-то другое неприемлемое поведение, после чего их дисквалифицируют».

Жена священника осматривает финалисток на наличие шрамов, родимых пятен и других возможных дефектов. Девушка, у которой будут отмечено наибольшее число из 32 предписанных качеств, включая глаза, как у оленя, и сердце, как у льва, признается следующей кумари, наделенной силой богини.

Кумари обычно живут изолированно от своих родителей, их воспитанием занимаются официальные опекуны. Но Чанира Баджрачарья оставалась в родительском доме, поскольку в период ее правления специального дома для кумари в Патане не было.

Выполнив обычные дневные божественные обязанности, она училась, играла со своими двоюродными братьями и сестрами, смотрела мультфильмы на компьютере. Впрочем, ей нельзя было хулиганит – малейшая царапинка могла стоить ей божественности.

Реальная история: Из непальской богини в кредитные аналитики

Ее мать организовала для нее обучение у учителя из соседней школы.

Чанира, ушедшая в отставку с поста богини в 15 лет, до сих пор пользуется уважением в неварском сообществе Патана. Теперь она наставляет молодых богинь, таких как ее преемница-однофамилица 9-летняя Нихира Баджрачарья.

«Нам действительно нужно образование, чтобы выжить», — заявила она родителям Нихиры, когда их дочь в пятилетнем возрасте взошла на трон Таледжу. «У нее будет жизнь после своих божественных обязанностей и ей нужны все навыки чтобы жить дальше».

После выхода на пенсию с поста богини, как известно, для многих кумари жизнь становится очень тяжелой. Им приходится изо всех сил учиться правильно ходить и говорить громче шепота, после многих лет, когда им запрещалось и первое, и второе. Популярный в Непале миф гласит, что любой мужчина, осмелившийся женится на кумари, умрет в течение года. Впрочем, многие бывшие кумари находят себе супругов.

По словам Чаниры, популярный миф также снизил для нее перспективы свиданий, и она получила меньше предложений о браке, чем ее сверстницы.

Но ей удалось достичь желанной работы в иностранной компании Home Loan Experts, ипотечного брокера из Австралии. Она убеждена, что именно проводимая в ее семье адаптация к современной жизни на фоне традиционного образа жизни кумари позволила ей добиться высоких карьерных успехов, включая учебу в престижном университете Катманду.

В офисе Чаниры Баджрачарья мало кто знает, что новый кредитный аналитик провела свое детство в качестве богини, которой поклонялись члены королевской семьи и первый президент Непала. Не так давно она была всего лишь одной из дюжины выпускников, в основном молодых женщин, только что закончивших бизнес-школу, которые теперь всматриваются в экраны настольные компьютеров и оценивают заявки австралийцев на жилищный кредит за 10 000 км от них.

«Когда я была кумари, мне запрещалось разговаривать с большинством посторонних людей», — вспоминает Чанира. «С того времени и до момента, когда мне приходится постоянно общаться с иностранными клиентами, я прошла очень долгий путь», — добавила она. «И я постоянно ощущаю, что мне нужно еще многому научиться».