Ник Фрагс подвергся сваттингу — один из его зрителей сообщил полиции, будто стример убил свою семью. Источник: Insider.
Фрагс в прямом эфире готовил тако для своей семьи, когда один из его питбулей начал вести себя странно. Слепой пес, обычно очень спокойный, вдруг принялся нервно бродить по гостиной. Тогда стример понял, что что-то не так.
«Я выглянул наружу и увидел полицейского в автомобиле, который указал на свои глаза и на меня, — заявил Фрагс. — И я просто подумал, хорошо, я увидел это и теперь знаю, что происходит».
Отряд полиции у дверей
38-летний Фрагс (на скриншоте из злополучной трансляции) проводит стримы на потоковой платформе «Амазона» уже восемь лет. За этот срок он накопил определенный опыт, поэтому, увидел полицию, сразу понял, что стал жертвой сваттинга — когда какой-то зритель сообщает полицейским о неком преступлении стримера, например, о продаже наркотиков, незаконном хранении оружия или нападении на свою семью, чтобы трансляцию стрима прервал вооруженный спецназ.
Когда Фрагс открыл входную дверь, то встретил неподалеку от дома группу из 12 полицейских, державщих оружие на изготовку. Он сообщил, что показывал офицерам знаками, что он их видит и слышат, но они потребовали поднять руки и выйти на лужайку у дома. Он решил продолжить трансляцию, рассказав своим зрителям, что происходит. Все это время он думал о своих собаках и упрашивал полицейских не трогать их.
Издание «Инсайдер» обратилось за комментариями в полицейские управления округов Хорри и Миртл, однако те не ответили. На видео стрима заметен офицер в бронежилете, проходящий мимо с винтовкой, после чего голос за кадром объявляет: «Полиция округа Хорри».
Со слов Фрагса, он вышел на улицу, затем на него надели наручники и объяснили, в чем его обвиняют. Он понял, что прибывший отряд полиции ожидал найти в его доме трупы после «перестрелки».
«Этот звонивший, как мне сказали полицейские, заявил, что я застрелил всех в доме, — рассказал Фрагс. — Расчет этого лжесвидетеля был в том, что меня застрелят».
Модный интернет-тренд
Сваттинг (англ. swatting) используется для причинения вреда стримерам и может вызвать серьезные последствия. Эта проблема существует уже несколько лет и часто мешает стримерам. Зачастую мишенью для сваттинга становятся стримеры, которые высказывают мнение, вызывающее негативную реакцию со стороны их аудитории или вступают в конфликты с другими стримерами. Этот термин относится к спецназу SWAT – подразделению полиции, которое должно решительно реагировать на все, что, по их представлению, является совершенным преступлением.
Все чаще кажется, что у практикующих сваттинг нет внешних причин устраивать его. В феврале 2022-го у стримерши с Twitch по прозвищу Alliestrasza (на изображении) в доме начался обыск, когда она проводила очередную прямую трансляцию. Она была явно потрясена происходящим, поскольку вооруженная полиция обыскала дом, а ее держали в наручниках.
В прошлом году Феликс Ленгьел сообщил, что ему пришлось переехать после того, что его сваттили почти ежедневно. В отношении популярного ютубера Итана Кляйна сваттинг проводился настолько часто, что, по его словам, полицейские теперь звонят ему на смартфон всякий раз, когда получают сообщение о каком-либо преступлении в его доме.
Иногда жертвами таких бесчеловечных «акций» становятся совершенно случайные люди. В 2018-м году 28-летний Эндрю Финч был застрелен полицейским спецназом на своем крыльце после того, как стример, участвовавший в онлайн-сваттинге, выдал полиции выдуманный адрес, на самом деле принадлежавший Финчу.
Причины сваттинга
Фрагс не смог придумать ни единой причины, по которой его выбрали мишенью сваттинга. Он признался, что иногда играет в DayZ, которую нередко обвиняют в «токсичном» сообществе, однако большую часть времени просто готовит какую-нибудь еду на своем канале, где у него 32 000 подписчиков.
«Я не крупный стример, только шеф-повар на пенсии, вернувшийся в колледж, чтобы получить степень по маркетингу, — заявил Фрагс. — Я не понимаю, что люди получают от организации сваттинга. Наверное, есть такие люди, которые просто устроены не так, как большинство».
Криминолог Джон Бахадур Лэмб описал сваттинг как «девиантное поведение», которое «стирает грань между розыгрышем, преступной деятельностью, направленной на причинение вреда человеку, и усилиями по охране общественного порядка».
Риск сваттинга и доксинга (прим. Инфосми: публикация персональных сведений без согласия данной персоны) вызывает озабоченность даже у мелких стримеров и блогеров. Их тревога настолько сильна, что они даже стараются не показывать вид из окон своих домов, чтобы зрители не заметили подсказок об их местонахождении. Стримеры также периодически изменяют способ потоковой передачи и то, как они делятся стримами, что является проблемой, поскольку их популярность крайне зависима от новых знакомств и взаимопонимания.
Ник Фрагс чувствовал, что подобное однажды произойдет и с ним, но всё же был шокирован появлением полиции.
Он сообщил, что был очень рад, что в момент прибытия полиции находился дома один, поскольку его подруга с детьми и ее матерью отсутствовали. Но многие жители по соседству в частном закрытом сообществе домовладельцев, в котором он проживает, видели машины полиции и слышали сирены. По его словам, многие пенсионеры вышли «на крыльцо и смотрели».
Как только полиция убедилась, что угрозы нет, как сообщил Фрагс, он пригласил их снова приехать и покушать у него в любое время, когда им захочется, потому что они «действительно хорошо поработали». Он добавил, что двое офицеров знали, что такое сваттинг, и это помогло разрядить обстановку.
Но испытанное все еще воспринимается им как нечто ужасающее, потому что многое могло пойти не так. Сделав перерыв на несколько дней, Фрагс вернулся к стримам и восстанавливает репутацию у своих соседей, готовя им ужины.