В числе этих артефактов фрагменты тел, ценные доспехи, одежда и оружие, а также знамена воинов сопротивления, вышедших против британских войск, вторгшихся и колонизировавших эту африканскую страну 124 года назад. Источник: The Guardian.
Сотрудники суданских музеев рассчитывают возвратить бесценные исторические артефакты и части тел, захваченные британскими солдатами и управленцами Соединенного Королевства, а также украденными западными путешественниками, заявляя, что это поспособствует установлению мира в нестабильном государстве Восточной Африки.
Наиболее спорными предметами могут быть два черепа суданских воинов, украденных исследователями-предпринимателями Реджинальдом Кеттлицем и Генри Велкомом из могил погибших на поле боя, когда восставшие пытались сдержать наступающую британско-египетскую армию. В ходе сражения при Омдурмане, состоявшемся в 1898-м, британское командование использовало пулеметы и артиллерию, давшим им огромное военное преимущество и нанесшим многотысячные потери легковооруженным суданцам.
В Хартуме условие репатриации человеческих останков тех, кто участвовал в битве, считается особенно важной.
«Эти люди были нашими братьями, они наши герои, сумевшие объединить и защитить суданские земли. Это особая история национального противостояние империализму… Современные потомки этих героев должны увидеть все это здесь», — заявила доктор Эглаль эль-Малик (фото ниже), сотрудница Национальной корпорации древностей и музеев (NCAM).
Колониальные трофеи
Трофейная охота британских солдат на полях сражений была обычным явлением во время колониальных кампаний, и в современных британских коллекциях имеются тысячи предметов из Судана. Победы в этой восточноафриканской стране имели особую значимость для Британии викторианского периода, поскольку они считались местью за гибель генерала Чарльза Гордона после падения Хартума при Махдистком восстании, произошедшем за 13 лет до вторжения британской армии. Колониальное правление Великобритании в Судане продолжалось до 1956 года.
Два черепа, хранящиеся в «Анатомическом музее» Эдинбурга, были взяты в Судане Генри Уэллкомом, пионером фармацевтики и бизнесменом. Они находятся среди большого количества человеческих останков, вывезенных западными европейцами из Африки. Эти черепа часто использовались в псевдонаучных исследованиях для поддержки расистских теорий во время и сразу после стремления колонизировать африканский континент в конце 19 века.
Другие экспонаты в британских музеях, связанные с битвой при Омдурмане, включают знамя лидеров суданских бойцов, находящееся сейчас в «Зеленой библиотеке» Даремского университета, а также эффектный стеганый плащ и доспехи из коллекции британской Королевской оружейной палаты.
Во многих других музеях Великобритании хранятся аналогичные предметы, взятые после британских побед. Суданские официальные лица заявили, что хотели бы видеть многие экспонаты в новом музее, открытие которого в Омдурмане ожидается в ближайшие недели, и который расскажет с новой точки зрения историю британской колонизации Судана.
«Я хочу показать настоящие детали битвы при Омдурмане и не могу этого сделать без всех предметов. Для суданского народа это очень важная память», — заявил музейный куратор Ахмед Мохаммед журналисту «Гардиан».
Он настаивает на том, что музей, восстанавливаемый за счет гранта «Британского Совета», может обеспечить надлежащую безопасность и надлежащие условия для любых артефактов, возвращенных из Великобритании или других стран.
Подводные камни реституции
Некоторые артефакты уже вернулись в Судан. Британская семья, чьи предки когда-то вывезли несколько вещей с поля битвы при Омдурмане, недавно вернула одеяние суданского воина-дервиша.
Но все заинтересованные лица признают наличие значительных практических и юридических препятствий. Эглаль эль-Малик сообщила, что она против поспешной репатриации артефактов.
«Многие суданцы хотят вернуть эти предметы немедленно, но им следует быть в курсе юридических вопросов. Реальность такова, что у нас так много трудностей. Было бы здорово, если бы мы вернули все эти артефакты сейчас, но они находятся в хорошей сохранности там, где экспонируются. Мы должны быть разумными», — считает она.
Представитель Даремского университета сказал, что окончательный список заявок на возврат исторических вещей от Судана все еще обсуждается: «Мы тесно сотрудничаем с суданской Национальной корпорацией древностей и музеев, в настоящее время рассматриваем запросы на временное предоставление нескольких предметов из суданского архива Британии для демонстрации в Судане. В этом деле много трудностей».
Профессор Том Гиллингуотер из Эдинбургского анатомического музея заявил, что его учреждение работает со многими мировыми сообществами, стремясь облегчить возвращение различных останков и артефактов, но пока не получило официального запроса на возвращение черепов омдурманцев.
«Анатомические останки теперь используются для изучения истории генетики, диет и передвижения людей. Мы очень серьезно относимся к нашему колониальному наследию и его современному влиянию и продолжаем изучать способы решения этих важных проблем», — сообщил Гиллингуотер.
Эль-Малик назвала руководителей британских музеев «друзьями, коллегами… в целом очень полезными».
Чужое наследие
Вне Судана находится огромное количество археологических и других ценных предметов этой страны, в том числе бюст римского императора Августа, демонстрируемого в Британском музее, а также бесценная коллекция золотых украшений, украденных в суданских королевских гробницах итальянским авантюристом в 1930-х годах и оказавшихся в Германии.
Вопрос реституции объектов наследия, захваченных силой или иным образом перемещенных колониальными захватчиками, различными администраторами и авантюристами, является деликатным, поскольку в последние годы давление на западные институты усиливается. В прошлом году Германия стала первой страной, вернувшей Бенину бронзу, захваченную британскими солдатами в конце 19 века. Франция также демонстрирует значительные сдвиги в политике возврата колониальных артефактов.
Современный Судан уже многие десятилетия утопает во внутренних конфликтах. Военный переворот в 2021-м разрушил надежды [Запада] на быстрый переход к демократии после падения диктатора-ветерана Омара аль-Башира в 2019-м.
Суданские официальные лица подчеркивают, что они не добиваются возвращения каких-либо археологических объектов, вывезенных за границу в соответствии с законными соглашениями, или каких-либо предметов, которые невозможно сохранить в безопасности.
Национальный музей Хартума восстанавливается за счет гранта в $1 миллион от итальянского правительства. Также ведется работа над восстановлением музея в юго-западной части Дарфура.
«Ситуация в стране неподходящая. На данный момент суданские исторические артефакты должны оставаться там, где находятся сейчас, но, разумеется, в конечном итоге мы бы хотели, чтобы они хранились в нашем музее», — заявила Галия Гарелнаби, исполняющая обязанности директора хартумского Национального музея.