NYT: годичные кольца деревьев пролили свет на тайну Страдивари

Анализ дерева в струнных инструментах XVII века позволил подтвердить, что молодой Антонио Страдивари обучался у определенного мастера.

Годичные кольца деревьев прежде уже раскрывали историю. Они позволяют определить возраст исторических зданий, благодаря им было определено время прибытия викингов в Америку. Теперь кольца деревьев позволили раскрыть давнюю тайну из мира музыкальных инструментов, чья стоимость достигает многих миллионов долларов.

Анализируя древесину двух струнных инструментов XVII века, группа исследователей обнаружила свидетельства того, в мастерской какого учителя Антонио Страдивари оттачивал свое мастерство и развивал навыки, впоследствии использованные при создании своих редчайших скрипок.

Кто обучал величайшего скрипичного мастера

Мауро Бернабеи, дендрохронолог из Итальянского национального исследовательского совета в Сан-Микеле-аль-Адидже, и его коллеги в прошлом месяце опубликовали свои результаты исследования в журнале Dendrochronologia. Их выводы согласуются с предположением историков, что молодой Страдивари учился у Никола Амати, мастера-лютье, который на тот момент был примерно на 40 лет старше ученика.

В 17-м и начале 18-го веков Страдивари занимался созданием струнных инструментов, известные своим качеством изготовления и превосходным звучанием. «Страдивари обычно признается лучшим скрипичным мастером из когда-либо живших», — заявил Кевин Келли, скрипичный мастер из Бостона, работавший над восстановлением десятков инструментов великого создателя скрипок.

Сегодня сохранилось всего около 600 шедевров Страдивари, и все они высоко оцениваются как коллекционерами, так и исполнителями. Скрипка Страдивари, выставленная ​​на нью-йоркском аукционе Tarisio в начале этого месяца – первый подобный лот за последние десятилетия – принесла анонимному японскому коллекционеру $15,3 миллиона.

Страдивари, научился своему ремеслу, обучаясь у старшего наставника, как это было принято в то время. Этим наставником с большой вероятностью был Никола Амати, к середине 17 века имевший известность в качестве мастера-лютье и также проживавший в Кремоне, городе на территории современной Италии.

«Некоторые историки предполагают, что, поскольку Страдивари был кремонцем и достиг славы величайшего скрипичного мастера, он, должно быть, учился у Амати», — заметил Кевин Келли, в рассматриваемом исследовании участия не принимавший.

Но прежде доказательства связи между Страдивари и Амати оставались незначительными: на одной скрипке, сделанной Страдивари, имеется ярлык с латинской надписью, перевод которой таков: «Антониус Страдивариус Кремоненсис, ученик Никола Амати, изготовил в 1666 Году. Эта формулировка подразумевает, что Страдивари был учеником Амати, считает Келли, но это был единственный подобный ярлык, известный исследователям.

Результаты исследования

Чтобы пролить свет на эту музыкальную тайну, доктор Бернабеи и его команда посетили Музей консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе и выполнили анализ древесины небольшой арфы, сделанной Страдивари в 1681-м. Исследователи точно замерили ширину 157 колец деревьев, хорошо различимых на выполненной из ели деке инструмента.

Рисунок годичных колец, следующих одно за другим, подобен отпечатку пальца. Это связано с тем, что развитие деревьев каждый год зависит от погоды, достатка в воде и множества других факторов, пояснил доктор Бернабеи. «Растения очень точно фиксируют все, что происходит вокруг них».

Исследователи сравнили свои измерения годичных колец на арфе Страдивари с последовательностью годичных колец, замеряемых на других струнных инструментах. Из более чем 600 выполненных сравнений одно отличалось поразительным сходством: еловая дека от виолончели, изготовленной Никола Амати в 1679 году.

«Все максимальные и минимальные значения на обоих деках совпадают», — сообщил доктор Бернабеи. «Будто бы кто-то разделил один ствол на две разные части».

Соответственно, одна и та же древесина была использована при создании и арфы Страдивари и виолончели Амати, считают доктор Бернабеи и его коллеги. Команда пришла к выводу, что их доказательство может быть подтверждением того факта, что эти мастера делили одну мастерскую, а старший мастер Амати был наставником младшего мастера Страдивари.

Кевин Келли считает, что это исследование может быть подтверждением отношений двух известных мастеров, как учителя и ученика, но это не единственная возможность. Может быть и так, что Амати и Страдивари попросту приобрели части одного древесного ствола у одного и того же поставщика, заметил он. В конце концов, мастера города Кремона в 17 и 18 веке принадлежали к небольшому сообществу, напоминает Келли. «Они практически все жили на одной улице».