В этих авариях постоянно гибнут полицейские и прохожие. Так, спустя три года после того, как 84-летняя Верона Ганн погибла от столкновения с полицейским автомобилем, ее семья все еще пытается добиться справедливости.
Аварийное вождение часто составляет опасную часть работы американской полиции. Несмотря на то, что полицейские управления всех штатов в последние десятилетия стремились ограничить самый смертоносный вид вождения – преследование, ежегодно в США фиксируются сотни погонь со смертельным исходом при участии полицейских и невинных прохожих.
Побочные жертвы полицейских гонок
В Чикаго, согласно местному департаменту полиции, с августа 2017-го по 2021 год было зафиксировано два десятка погонь со смертельным исходом и 617 аварий во время погони.
По данным независимой базы Fatal Encounters, отслеживающей смертельные столкновения с полицией по всей Америке, количество смертельных столкновений в Чикаго намного превышает число зарегистрированных за тот же период аналогичных происшествий в двух крупнейших городах США – в Лос-Анджелесе их было шесть, а в Нью-Йорке только два.
Данные показывают, что в названный период чикагская полиция зарегистрировала 729 вызовов службы экстренной помощи, которые привели к авариям. В результате ранения получили 21 мирный житель и 225 офицеров.
Определить с высокой точностью, как часто офицеры, отвечающие на вызовы экстренных служб, попадают в аварии со смертельным исходом – трудно. Ни одно американское агентство, отмечает профессор уголовного права Джеффри Альперт (Университет Южной Каролины), не отслеживает общенациональные данные. Но известны примеры, когда по вине полицейских, выезжающих по «911», происходили смертельные столкновения.
В 2020-м патрульная машина нью-йоркской полиции, спешащая на помощь другому офицеру, проехала на красный свет, сбив насмерть женщину, переходившую улицу. А в апреле 2021-го заместитель шерифа Южной Каролины, выехавший на место вооруженного ограбления, столкнулся со случайным автомобилем, убив 80-летнего водителя (расследование этого дела по-прежнему продолжается и обвинения не выдвинуты).
Официально погибших нет
Седан Toyota 25 мая 2019-го подъехал к перекрестку в чикагском Вест-Сайде. Это были выходные, посвященные Дню поминовения, и сидевшие в машине покинули семейное празднество, направляясь на празднование выпуска из колледжа.
Они собирались высадить Верону Ганн, матриарха семьи, когда ее дочь, которая была за рулем, остановила машину. На перекресток, слегка притормозив для поворота, влетели три полицейских машины, их мигалки были включены.
Спустя несколько секунд две полицейские машины, следующие на вызов о вооруженном пистолетом мужчине, врезались друг в друга. От сильного удара один из автомобилей полиции отбросило в «Тойоту» (на фото – эта автомашина после столкновения).
Девушка-водитель и ее бойфренд получили ранения. 84-летняя Верона Ганн, школьная учительница на пенсии, умерла через несколько часов. По словам ее сына Дуайта Ганна, женщина получила внутреннюю травму.
Согласно полицейскому отчету об аварии, ранения при столкновении на перекрестке получили десять офицеров.
Спустя три года после этой аварии семья Ганн все еще пытается добиться справедливости. Дуайт Ганн, старший пастор церкви в Вест-Сайде, указывает на аудиозапись службы экстренной помощи, полученную его адвокатом (имеется у NBC News), на которой за несколько мгновений до крушения записаны сообщения полицейских, что вооруженный человек найден, а также голоса диспетчеров, неоднократно повторяющих команду «снизить скорость» для офицеров трех злополучных автомобилей.
Представитель полиции отказался обсуждать обвинения или предоставить подробности об аварии, сославшись на ожидающий рассмотрения иск о противоправной смерти, поданный семьей Ганн в 2019-м.
Сейчас трудно выяснить, сколько именно экстренных вызовов при участии чикагской полиции были смертельными.
Полученные NBC News данные об авариях неполные: в столбце о погибших, включая случай с Вероной Ганн, ничего не указано, и сообщается, что в этой аварии пострадали только два офицера. Департамент полиции проигнорировал запрос о комментариях по поводу очевидного несоответствия.
Недостаточно времени и средств на подготовку
В 2015-м группа исследователей, изучавшая данные о «полицейских» ДТП из восьми управлений полиции в Калифорнии, обнаружила, что из 425 опрошенных офицеров около трети сообщили о том, что за последние три года участвовали в ДТП при исполнении служебных обязанностей, а 53 человека – что побывали в двух или более столкновениях.
Эксперты связывают высокий уровень «полицейских» аварий с такими факторами, как превышение скорости, усталость, плохая водительская подготовка и продолжительное время нахождения за рулем.
Хоуп Тисман из Национального института безопасности и гигиены труда также указала на отвлекающие факторы, имеющиеся в полицейских машинах.
«Патрульные машины становятся все больше похожими на кабины истребителей по количеству технологий и автомобильной электроники», — заметила она. По словам Тисман: «И несмотря на популярное мнение, люди плохо справляются с многозадачностью».
По данным Национального мемориального фонда правоохранительных органов, автокатастрофы — одна из основных причин смерти полицейских за последнее десятилетие: в среднем ежегодно погибает 31 офицер. Больший урон полицейским кадрам причиняют лишь убийства с применением огнестрельного оружия и проблемы офицеров со здоровьем, связанные с работой.
Американские исследователи все еще пытаются разобраться, какие меры смогут эффективно снизить опасность аварийного вождения.
По словам адъюнкт-профессора уголовного права Джеффри Ройека (Мичиганский государственный университет), одного из соавторов исследования, среди новых практик наиболее перспективны: ограничение скорости – офицеры полиции не должны превышать существующий скоростной лимит более, чем на 32 км/ч при включенных фарах и сиренах и маркетинговая кампания с отрезвляющими видеороликами при участии родственников людей, погибших в «полицейских» авариях.
Проблема, отмечает Ройек, заключается в том, что неясно, какая тактика работает лучше всего. Кроме того, в Штатах стало труднее убедить менее амбициозные или хорошо финансируемые правоохранительные ведомства уделить больше внимания безопасному вождению, особенно после смерти Флойда, когда большинство полицейских управлений продолжает вынужденно ужесточать свою политику деэскалации и применения силы.