Оказавшись внезапно очень известной, пишет журналист «Гардиан» Фиби Смит, вызванной фильмом «Пляж», эта небольшая бухта стала печальной жертвой чрезмерного туризма. Этой весной и дикие обитатели пляжа, и ограниченное число туристов возвращаются на Пхи-Пхи-Ле.
22 года назад главный герой романа Алекса Гарленда «Пляж» в экранизации молодого Леонардо ДиКаприо говорил о ловушке, в которой оказываются туристы вроде него, путешествующие по Таиланду: все они посещают одни и те же места, от бангкокской Каосан-роуд и 46-метрового лежащего золотого Будды в храме Ват Пхо до вечеринок в полнолуние на острове Самуи.
Он решает заняться «чем-то другим» и начинает путешествие в поисках тайной островной идиллии. Создатели фильма и не подозревали, что место съемок быстро окажется в списке популярных туристических достопримечательностей.
Бремя популярности
Съемки вымышленного рая в «Пляже» проходили на острове под названием Пхи-Пхи-Ле. Пока там не появились голливудские постановщики, о нем мало кто знал, а посещал и еще меньше. Но после успеха фильма этот остров стал достопримечательностью, которую хотел посетить каждый турист. Островной пляж привлек внимание миллионов – до 6 000 туристов ежедневно – с таких курортов, как Пхукет, Краби и Ко-Пхи-Пхи.
«Мы просто не были готовы к такому количеству туристов», — объяснил местный гид Сури Понгноппарат Ка. «Вся бухта постоянно была заполнена скоростными катерами, а от толпы посетителей на пляже даже не было видно песка».
В 2018-м, столкнувшись с растущими кучами мусора, исчезновением диких животных (на суше и в воде) и погибающими кораллами (по оценкам, около 90% кораллов было уничтожено из-за лодочных якорей, неопытных пловцов и химикатов от солнцезащитного крема), тайские власти решили действовать.
Несмотря на сопротивление местных туроператоров (по оценкам, в 2018 году это место приносило около 400 миллионов батов – более $11,5 миллионов ежегодно), в первый раз власти закрыли этот пляж на четыре месяца. Затем, после обсуждений с защитниками природы и экологами, они продлили срок закрытия еще на год. Но когда появились слухи, что бухта будет вновь открыта, ударил коронавирус. В результате знаменитый пляж на Пхи-Пхи-Ле оказался изолированным от туристов практически четыре года.
Восстановление природы
«Ограничения из-за пандемии на самом деле оказались крайне удачны для этого залива», — сообщил Сириват Суэбсай, технический сотрудник лесного хозяйства, присматривающий за пляжем. «Это дало время для глубокого восстановления: отсутствие кого-либо для этого места имело большое значение».
Менее чем через шесть месяцев после закрытия пляжа черноперые рифовые акулы, прежде использовавшие защищенную бухту в качестве охотничьих угодий, начали возвращаться. Теперь, после нескольких лет безлюдья, их здесь снова многие десятки. У защитников природы было время и место, чтобы восстановить почти 30 000 разбитых кораллов, привлекающих множество рифовых рыб. На пляже даже появились редкие крабы Пуу Кай, которых никто не видел там уже более 10 лет.
Новые правила
У туристов на острове Пхи-Пхи-Ле больше не будет прежней свободы передвижения. Первое изменение – это пирс – который мало того, что находится далеко от залива Майя Бэй, так еще и позволяющий одновременно швартоваться только восьми лодкам, оставаться которым там разрешается не более часа. Теперь потребуется бронировать часовой интервал в приложении или через туроператора (пирс действует с 10:00 до 16:00). Единовременно на пляже могут находиться не более 375 туристов, что, конечно же, все равно много, но по словам властей, это нормальное количество.
«Мы организовали дощатый настил, чтобы туристы не приближались к сильно поврежденной растительности», — сказал Сириват Суэбсай.
Теперь на окаймленной пальмами на поляне стоит огромный стенд со списком правил, которым нужно следовать: не мусорить, не запускать дроны, не кататься на лодках и, что особенно важно, не купаться в заливе.
«В прежние времена мы были сосредоточены на увеличении туризма и забыли о самом важном», — объяснил Сириват. «Мы должны защитить этот остров. Теперь, когда мы усвоили этот урок и ввели ограничения, важно, чтобы мы продолжали следовать по этому пути несмотря ни на что. Мы вернулись к основам и поставили природу на первое место. А если природа будет хорошей, то туристы все равно приедут».