Находящийся под стражей десятую неделю журналист-фрилансер из Испании Пабло Гонсалес (на фото), имеющий двойное гражданство Испании и России, по убеждению польской прокуратуры является шпионом Кремля.
Ожидается, что на следующей неделе прокуроры обратятся к польскому суду с просьбой о продлении на три месяца срока содержания под стражей Пабло Гонсалеса, работавшего внештатно для СМИ, включая испанские телеканал La Sexta и государственное информационное агентство EFE, а также финансируемый Вашингтоном «Голос Америки» (признан в России иностранным агентом).
Запрос прокуратуры должен быть подан до 15 мая, за две недели до истечения текущего срока ареста журналиста. Согласно законодательству Польши, Гонсалес может содержаться под стражей до появления перед судом, что, по словам юристов, может занять более года.
Польские официальные лица утверждают, что испанский журналист является агентом российской военной разведки ГРУ.
«Были получены обширные доказательства, проходящие сейчас подробный анализ», — заявил представитель министра-координатора спецслужб Польши, добавив, что Гонсалесу грозит 10 лет тюрьмы за участие в «деятельности иностранных спецслужб против Республики Польша».
Друзья и семья задержанного утверждают, что эти обвинения абсурдны, и требуют немедленного суда или освобождения Гонсалеса. «Я не сомневаюсь, что он никакой не шпион», — заявил Хуан Тейшейра, испанский журналист, более десятка лет путешествовавший с Гонсалесом по многим странам.
Подозрительное происхождение
Пабло Гонсалес, родившийся в России и имеющий наряду с испанским российское гражданство, был задержан после того, как агенты польской службы внутренней безопасности (ABW) вскоре после полуночи 27 февраля постучали в дверь его гостиницы в приграничном городе Перемышль.
Он освещал кризис с беженцами, а также планировал вести репортаж с украинской стороны границы.
Польский адвокат Гонсалеса Бартош Рогала сказал, что его подзащитный здоров и навещается консулом Испании.
Жена задержанного журналиста Оихана Гойрена (на фото выше она держит смартфон с фотографией мужа) пожаловалась, что семейные письма и посылки задерживаются или не доставляются ее супругу. «Запрещены даже рисунки от наших детей», — пожаловалась она репортеру «Гардиан».
Гойрена сообщила, что ее муж регулярно навещал своего отца в России.
В двух паспортах Гонсалеса указаны разные имена. В российском паспорте у него фамилия отца – Рубцов – и имя Павел (прим. «Гардиан»: русская версия имени Пабло), а в испанском паспорте указана фамилия его матери, Гонсалес. Сторонники журналиста опасаются, что это будет воспринято польским судом как доказательство того, что Пабло Гонсалес использовал псевдонимы.
Эта путаница возникает из-за того, что его родители развелись, когда Гонсалес был маленьким мальчиком, а затем его мать переехала в Испанию и зарегистрировала его под своей фамилией. Дед Гонсалеса по материнской линии был одним из нескольких тысяч испанских детей, эвакуированных в Россию в 1936-м, во время гражданской войны в Испании.
Гонсалес говорит по-русски, занимался изучением славянских языков в университете и специализируется на постсоветском мире, готовя новостные материалы в основном для испанских СМИ, проводя по полгода и больше вдали от дома в Испании, где живут его жена и трое детей.
Подозрительные сообщения в соцсети
В 2016-м имя Гонсалеса появилось в списке, составленном западными академическими исследователями из числа 49 испанских журналистов, активистов и политиков, чьи комментарии в «Твиттере» определены, как «пророссийские».
«Как у человека, работающего на украинской земле… это вызывает у меня беспокойство», — сообщил он тогда.
У него начались проблемы с журналисткой деятельностью в начале февраля этого года, когда украинские власти задержали и допросили его, во время прямого репортажа для La Sexta с военными позициями ВСУ позади него.
От него потребовали прибыть в офис военной разведку в Киеве, где Госалесу посоветовали покинуть страну, но официально не выслали.
Журналист обратился тогда за советом в испанское консульство, а после уехал в Польшу. Несколько дней спустя агенты испанского центра национальной разведки (CNI) посетили дом его семьи, находящийся недалеко от города Герника, и допросили его жену.
«В этом не было ничего агрессивного, они даже не зашли в дом», — сообщила она. «Агенты высказали предположение, что муж может быть пророссийски настроен. Я на самом деле не знаю, что это может значить, ведь гражданину России не запрещается быть настроенным пророссийски».
Когда Гонсалес услышал о визите агентов спецслужбы, он вернулся в Испанию. Но когда началась российская спецоперация, он сразу уехал в Польшу. «Он журналист и так зарабатывает на жизнь», — пояснила Гойриена. Друзья Гонсалеса рассказали, что он считал, что украинские власти позволят ему въехать в страну.
Парижская неправительственная организация «Репортеры без границ» внимательно следит за происходящим.
«Польские власти должны быть более прозрачными в отношении улик, имеющихся против него, потому что пока информации опубликовано мало, а задержание журналиста на многие месяцы без суда – это очень серьезно», — сказал представитель «Репортеров».
«Основные права Пабло Гонсалеса должны соблюдаться в Польше, демократической стране ЕС».
Гонсалес в прошлом месяце провел свое 40-летие в тюрьме.
Рогала, его адвокат, сообщил, что на следующей неделе попросит суд освободить его клиента без предъявления обвинений или, по крайней мере, освободить его под залог. Слушания по делу о задержании испанского журналиста пройдут за закрытыми дверями.