Прямо сейчас Илон Маск присоединяется к списку мужчин, использующих свое значительное богатство в надежде на расширение собственного политического влияния. Источник: The Guardian.
Поглощение «Твиттера» Илоном Маском за $44 миллиарда является «пугающим событием», подчеркивающим стремлении миллиардеров усилить свое политическое влияние путем приобретения всех крупнейших и наиболее влиятельных медиа-брендов в мире, предупреждает ведущий британский аналитик Клэр Эндерс, основавшая Enders Analysis.
Она отмечает, что сверхбогатые давно стремятся скупать для себя газеты, чтобы продвигать свои планы, и теперь можно «пересчитать по пальцам одной руки крупные медиа-бренды, не принадлежащие какому-либо миллиардеру».
«Это еще один признак того, что сверхбогатые хотят контролировать активы, обеспечивающие им дополнительный уровень власти», — подчеркивает Эндерс. «Что бы они ни говорили, власть – единственная причина, по которой они покупают крупнейшие СМИ».
Какие же миллиардеры Запада контролируют сегодня обширные области медиа-ландшафта? Назовем их.
Илон Маск (Twitter)
На прошлой неделе богатейший человек планеты заключил сделку о покупке «Твиттера» — наиболее популярной площадки журналистов и политиков для обмена мнениями – пообещав раскрыть его «необычайный потенциал» по продвижению свободы слова и демократии.
Джефф Безос («Вашингтон Пост»)
Основатель «Амазона» и второй в списке богатейший людей мира ($169 миллиардов по сравнению с $252 миллиардами у Маска) приобрел Washington Post в 2013 г. за $250 миллионов долларов.
Он так объяснил свое решение о покупке газеты: «Мне пришлось заняться самоанализом… Хочу ли я в этом участвовать? Я пришел к пониманию, что это важное предприятие».
«Это газета выходит в столице самой важной страны в мире. The Washington Post играет невероятно важную роль в американской демократии. Я не сомневаюсь в этом». За три года издание «Вашингтон Пост» удвоило свой интернет-трафик и получило прибыль.
«Я знаю, что когда мне стукнет 90, одной из вещей, которыми я буду гордиться больше всего, станет то, что я взял на себя Washington Post и помог им пережить очень трудный переходный период», — заявил Безос в интервью в 2018 году.
Руперт Мердок (Times, The Sunday Times, The Sun, Fox News, Wall Street Journal, New York Post и несколько австралийских изданий)
Последний из старейших медиамагнатов, Мердок после смерти своего отца в 1952 году взял на себя управление небольшим изданием «Новости», выходящим в австралийской Аделаиде. Он расширил свой портфель газет по всей Австралии, прежде чем войти в медиарынок Великобритании, где приобрел в 1969-м «Новости мира». В 1970-х он переехал в Нью-Йорк, приступив к приобретению американских медиа-активов начиная с New York Post.
В 2017-м Мердок продал большую часть семейного медиа-бизнеса (21st Century Fox) «Диснею» по сделке на $66 миллиардов, но сохранил в собственности все газеты и «правый» новостной канал Fox News. «Я отступаю? Абсолютно нет», — заявил он тогда. «Я разворачиваюсь в решающий момент».
Марк Цукерберг (Meta – запрещена в России)
Цукерберг стал соучредителем Facebook (запрещен в России), изучая психологию в Гарвардском университете в 2004 г. Спустя месяцы половина студентов Гарварда имела аккаунт в его соцсети. Сейчас в ней зарегистрировано порядка 2,9 млрд человек – свыше трети населения мира.
Социальная империя Цукерберга простирается с 2012 года на Instagram (запрещен в России) и, с 2014-го – на WhatsApp.
В конце прошлого года «Фейсбук» (запрещен в России) сменил свое название на Meta (запрещена в России), чтобы отразить стремление Цукерберга доминировать над «метавселенной», которая, по его словам, является «следующим рубежом».
Цукерберг, 12-й самый богатый человек в мире с состоянием в $78 миллиардов, контролирует 58% акций с правом голоса в отношении своей соцсети, что фактически дает ему полный личный контроль над всеми тремя платформами.
Соцсети Цукерберга обвинялись во влиянии на новости, предлагаемые пользователям, и в содействии распространению дезинформации, особенно в два минувших пандемических года.
Отец и сын Лебедевы («Новая газета», Evening Standard и The Independent)
Российский олигарх и экс-сотрудник КГБ Александр Лебедев является совладельцем российского издания «Новая газета». В 2009 г. он приобрел The Standard за 1 фунт стерлингов, а в следующем году в его собственность вошло издание The Independent, также приобретенное за 1 фунт стерлингов. Семейными СМИ управляет его сын Евгений. Всего в этот медиа-бизнес Лебедевы вложили свыше 100 миллионов фунтов стерлингов (порядка $125 млн).
The Standard был стойким сторонником Бориса Джонсона, тогдашнего мэра Лондона, поддержав его кампанию по переизбранию в 2012 г. А в 2015 году Джонсон и Лебедев совместно разбили лагерь на лондонских улицах, чтобы привлечь внимание властей королевства к бездомности среди ветеранов армии.
Евгению Лебедеву в 2020-м было присвоено рыцарское звание Соединенного Королевства. На прошлой неделе Даунинг-стрит пропустила крайний срок публикации ответа на запрос о национальной безопасности в отношении присвоения Лебедеву-младшему пэрства, после того, как Джонсон заявил об отрицании своего вмешательства в этом деле.
С той поры барон Лебедев распродал свои доли в газетах, но остается их самым крупным акционером.
Лорд Розермер (The Daily Mail, Mail on Sunday, Metro)
Джонатану Хармсворту, 4-му виконту Розермер, правнуку одного из соучредителей издания Mail, в этом году удалось сделать свое право владения газетой The Daily Mail полностью частной после 90 лет работы в качестве акционерной компании. Он приобрел оставшиеся 63% акций издания за 1,6 млрд фунтов стерлингов.
По оценкам Press Gazette, лорду Розермер сейчас принадлежит около 39% британских национальных газет, выходящий в стране еженедельно, тогда как в 2010-м в его личной собственности было лишь 29% изданий Великобритании. Для сравнения, принадлежащая Мердоку News Corp контролирует сегодня 27,5% английских СМИ, тогда как десятилетие назад ей принадлежали 30% британских СМИ.
Братья Барклай (The Telegraph и The Spectator)
Близнецы-миллиардеры Дэвид и Фредерик Барклай стали собственниками газеты The Telegraph и журнала The Spectator в 2004 году. Братья, которые жили на острове Брекхоу на Нормандских островах, прежде владели The European, The Scotsman и Sunday Business. Дэвид в прошлом году умер, а Фредерик с дочерью Амандой подали в суд на сыновей Дэвида, обвинив их в прослушивании частных разговоров дяди-миллиардера в отеле Ritz, которым ранее владели оба брата.
Консорциум миллиардеров (The Economist)
Семья итальянских миллиардеров Аньелли в 2015 году заплатила 287 млн фунтов стерлингов, чтобы увеличить свою долю в Economist до 43,4%. Другими акционерами издания являются сверхбогатые семьи: Кэдбери (шоколад), Ротшильды (банки) и Шредеры (банки), а также несколько действительных и бывших сотрудников.
Патрик Драи (Liberation и L’Express)
Франко-израильский телекоммуникационный миллиардер владеет долями во французской газете Libération и журнале L’Express через свою компанию Altice. В прошлом году он приобрел 18% акций издания BT, вызвав слухи о возможном обсуждении его поглощения.
Лорин Пауэлл Джобс (The Atlantic)
Миллиардерша-филантроп и вдова соучредителя «Эппл» Пауэлл Джобс в 2017-м приобрела через свою НКО Emerson Collective контрольный пакет акций журнала The Atlantic.