Мег Хансен, глава американского НКО «Институт Итана Аллена» из Вермонта, информирует, что воздействие на окружающую среду литий-ионных аккумуляторов из электромобилей часто перевешивает преимущества массового отказа от ископаемого топлива. Источник: The American Conservative.
Электромобили, работающие от аккумуляторов, являются самой передовой технологией для транспортных средств с нулевым уровнем выбросов на рынке Штатов. Около 50% всех электромобилей, продаваемых в Америке, приобретают жители Калифорнии. При этом 75% процентов этих продаж приходится на модели Tesla.
Владение электромобилем стало отличительным признаком климатической активности против ископаемого топлива. Тем не менее, присвоение определенной ценности электродвигателям – «электрический двигатель хороший, а ДВС плохой» — утаивает от общественности сложную, реальную систему технологии создания электромобилей от столь необходимого изучения.
Детский труд и ущерб экологии
Наиболее распространенные аккумуляторы для электромобилей состоят из лития, кобальта, никеля и марганца. Добыча кобальта и лития, в частности, связана с нарушениями прав человека, детским трудом, разрушением экосистем и загрязнением окружающей среды в Конго, Южной Америке и Китае.
В 2016-м расследования, проведенные Amnesty International и изданием Washington Post, показали, что от 100 000 до 150 000 горняков в Конго, в том числе 40 000 детей (некоторым всего шесть лет), используют свои руки и простейшие инструменты, чтобы копать многометровые тоннели под землей в поисках кобальтоносных пород. При полном отсутствии техники безопасности смертельные случаи, травмы, респираторные заболевания и врожденные дефекты, вызванные воздействием высоких уровней токсичности, являются обычным явлением для этих рудокопов.
Добыча лития в Чили, Аргентине и Боливии является ресурсоемкой и энергоемкой (для производства одной тонны лития требуется почти 2 миллиона литров воды) и также изобилует социальными и экологическими разрушениями. Тем не менее, местные фермеры (вынужденные импортировать воду из других районов), коренные общины, региональная дикая природа и растительность, а также качество почвы, воздуха и воды приносятся в жертву «зеленым» технологиям.
Литий токсичен, легко воспламеняется и обладает высокой реакционной способностью, что создает проблемы для его безопасной утилизации. Разряженные батареи электромобилей нельзя выбрасывать на свалки, но также они не предназначены для переработки. Сегодня перерабатывается менее 5% литий-ионных аккумуляторов (для сравнения, свинца из свинцово-кислотных автоаккумуляторов перерабатывается 100%).
«Экологическая чистота» электромобиля
С какой целью мы обедняем общества и экосистемы на нескольких континентах? Действительно ли электромобили значительно снижают выбросы углерода? Нет, сокращение минимально, потому что каждый этап жизненного цикла электромобиля требует ископаемого топлива.
Во-первых, горнодобывающее оборудование, предприятия по обработке материалов и заводы по производству литий-ионных аккумуляторов работают на «грязном» ископаемом топливе. Китайские компании (во главе с CATL) доминируют в мировом производстве аккумуляторов для электромобилей, и все китайские заводы работают на угле. Китай является крупнейшим производителем угля и крупнейшим потребителем электроэнергии, полученной из угля, ежегодно сжигая 4,4 миллиарда тонн угля.
Международный совет по чистому транспорту (ICCT) подтверждает огромный углеродный след электромобилей. Так отчет, опубликованный ICCT в 2018-м, показал, что производство электромобилей требует больше энергетических затрат, а значит и больше выбросов углерода, чем производство автомобилей с ДВС.
Во-вторых, электромобили работают на электричестве, преимущественно производимом и распределяемом с использованием ископаемого топлива. Исследование MIT Energy Initiative в 2019 году показало, что электромобиль, «работающий на углеродоемком электричестве, будет иметь более высокие выбросы, чем автомашина с бензиновым двигателем».
Около 61% электроэнергии в Штатах вырабатывается за счет ископаемого топлива (уголь, природный газ, нефть), 19% за счет ядерной энергии, 12% за счет энергии ветра и солнца, а остальное – при использовании гидроэнергии, биомассы и геотермальных источников.
Политики и эксперты уверяют нас, что выбросы электромобилей будут снижаться по мере обезуглероживания глобальных электрических сетей. Но разве справедливо ожидать, что Китай, Индия и развивающиеся страны Африки полностью откажутся от ископаемого топлива – самых надежных, дешевых и обильных источников энергии, созданных и по-прежнему используемых странами первого мира.
Модная «экологичная» роскошь
Средняя розничная цена электромобиля в Америке составляет $56 437 (оценка Kelley Blue Book на 2021 год), что эквивалентно роскошному бензиновому автомобилю, такому как Mercedes-Benz C-Class, BMW 3 Series или Jaguar XE. На общественных зарядных станциях для электромобилей устанавливаются тарифы за киловатт-час, которые в два-три раза превышают стоимость электроэнергии для жилых помещений. И в отличие от обычных заправок, они не вездесущи.
Поэтому американским владельцам электромобилей удобнее ставить себе домашнюю зарядную станцию. Зарядного устройства 1-го уровня недостаточно для длительных поездок на работу. Установка зарядного устройства 2-го уровня 2 для двух автомобилей с розеткой на 240 вольт (что требует переделки электросистемы дома) стоит в среднем от $2370 до $6700.
В анализе 2021 года, проведенном Anderson Economic Group, выполнено сравнение стоимости заправки электромобилей и автомобилей с ДВС в сегментах начального, среднего и роскошного уровня. Исследователи выяснили, что «электромобили часто требуют больше топлива, чем автомобили с ДВС аналогичного ценового сегмента».
Углубление социально-экономического неравенства
В период 2018-2022 гг. американское правительство предоставило покупателям электромобилей налоговые льготы на сумму $7,5 млрд, половину из которых получили корпорации. По данным Исследовательской службы Конгресса, 78% американцев, заявивших федеральную налоговую льготу на электромобили, ежемесячно зарабатывали $100 000 долларов и более, а 7% имели доход более $1 миллиона. Другое исследование показало, что большинство обеспеченных американцев, воспользовавшихся налоговой льготой, купили бы электромобиль и без нее. В результате власти вынуждают работников среднего класса и их семьи оплачивать своими налогами автомобили богатых людей, усугубляя социально-экономическое неравенство.
Рост затрат электроэнергии
В 2018-м Минэнергетики США выяснило, как массовое внедрение электромобилей повлияет на потребление электроэнергию. Согласно их прогнозу, потребление электроэнергии в Штатах возрастет на 20% и 38% соответственно в сценариях среднего и высокого уровня внедрения к 2050 году.
Решением проблемы предстоящего роста энергопотребления могла бы стать ядерная энергетика – надежная, доступная в изобилии, дешевая и масштабируемая; в отличие от ископаемого топлива, в ней не используется углерод. Пути к стабильной, обезуглероженной электросети без ядерной энергии не существует, однако экологи давно криминализировали ее.
Закрытие и снос АЭС в штате Вермонт в 2014-м (на фото) создало «дыру», по выражению Boston Globe, которая «будет преследовать энергосистему Новой Англии десятилетиями». После закрытия АЭС выбросы парниковых газов в Вермонте резко возросли.
Широкомасштабное внедрение электромобилей в Соединенных Штатах может сделать американскую энергетическую безопасность более сомнительной, если не изменится текущая политика. Однако игнорирование многих сложных факторов, влияющих на индустрию электромобилей, делает ее обсуждение бессмысленным.