Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

Недавний тур герцога и герцогини Кембриджских по Карибскому морю, посвященный платиновому юбилею королевы, как отмечает Лаура Клэнси (лектор по СМИ в Ланкастерском университете), подвергся критике за связь членов королевской семьи с колониализмом и рабством. Насколько справедлива эта критика? Источник: The Conversation.

В открытом письме ямайских общественных деятелей, адресованном принцу Уильяму, говорится: «Мы не видим причин праздновать 70-летие восхождения вашей бабушки на британский престол, потому что ее лидерство, равно как и лидерство ее предшественников, увековечивают величайшую трагедию в области прав человека в истории всего человечества».

Но какое отношение британская монархия имеет к рабству и колониализму? Какую пользу она извлекала из этих систем эксплуатации и экспроприации?

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

Финансирование рейсов «за рабами»

Английская монархия сыграла центральную роль в создании, расширении и поддержании Британской империи и трансатлантической работорговли. Впервые английскую империю провозгласил Генрих VIII в 1532 году. А Елизавета I предоставила королевскую хартию (учредительный документ) сэру Джону Хокинсу, считающемуся одним из первых английских торговцев, получивших прибыль от работорговли. Она также предоставила чартер Британской Ост-Индской компании в 1600-м.

После смерти Елизаветы Карл II в 1660-м сформировал «Королевскую африканскую компанию» во главе с герцогом Йоркским (впоследствии Джеймсом II), добывавшую на Золотом Берегу такие товары, как золото и слоновая кость, и переправившую свыше 3000 африканцев на Барбадос. У многих из них на коже были выжжены инициалы «DY», чтобы обозначить их, как собственность герцога Йоркскому. И Карл II, и герцог Йоркский вложили в компанию частные средства.

Королева Виктория приняла титул императрицы Индии в 1877-м, а к 1920 году площадь Британской империи составляла более 22 миллионов квадратных километров. Глобальное значение и власть британского монарха были напрямую связаны с порабощением цветных людей.

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

Содружество наций

В этой организации состоят 52 «независимых и равноправных» государства-члена. Несмотря на это «независимое» утверждение, Содружество в действительности имеет имперское происхождение. Многие из его государств-членов являются бывшими колониями Британской империи, и эксперт по Содружеству наций Филип Мерфи описывает процесс, в результате которого империя стала Содружеством, как «случайный».

Содружество возникло в результате деколонизации после Второй мировой как средство для заверения британской общественности в том, что крах империи не уменьшит мирового престижа Великобритании.

Королева является главой Содружества, а в 2018-м ее приемником был назначен принц Чарльз. Но эта должность не должна передаваться по наследству, и нет никаких конституционных или законодательных причин, по которым Чарльз должен был взять на себя эту роль. Благодаря посту главы Содружества монарху Великобритании удается сохранить свои международные привилегии и влияние, проистекающие из колониальной истории.

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

Королева – глава сразу нескольких государств

Лондонская декларация 1949-го, в которой рассматривалась позиция Индии в Содружестве в качестве республики, создала прецедент для стран Содружества, принявших республиканизм. Но сегодня 15 государств среди них остаются конституционными монархиями, главой которых является Елизавета II. Это карибские острова, такие как Ямайка, страны Южной Америки, такие как Белиз, африканские государства, такие как Гана, а также Канада, Австралия и собственно Англия.

С 1842 года каждая страна назначает местного генерал-губернатора в качестве представителя королевы с правом предлагать законы, (опровергать) доказывать законопроекты и распускать парламент. Хотя у королевы Британии нет «прямого» политического контроля в этих сферах, сам факт существования генерал-губернаторов можно интерпретировать как постоянную монархическую административную власть.

Многие из этих стран, включая Австралию, Ямайку, Гренаду, Сент-Люсию и Тувалу, до сих пор используют «Боже, храни королеву/короля» в качестве национального или королевского гимна. Как утверждает социолог Тай Саланди, такие культурные тексты использовались во времена империи для привития британских ценностей и подчинения колониальной власти. Их современное использование предполагает аналогичную систему ценностей.

В 2021-м Барбадос сместил Елизавету II с поста главы государства, официально став республикой, но оставаясь при этом частью Содружества. Имеются сведения, что Ямайка планирует сделать то же самое после королевского визита.

Имущество, земля и товары

После публикации отчета Национального фонда Великобритании об истории рабства и колониализма среди объектов в его собственности, главный хранитель Исторических королевских дворцов Люси Уорсли объявила о проведении аналогичного расследования в отношении королевских дворцов в 2020-м.

Уорсли сообщила, что вся собственность, использовавшаяся династией Стюартов в 17 веке, «содержит средства, полученные от рабства». Сюда входят Кенсингтонский дворец и дворец Хэмптон-Корт, связанные с королем Вильгельмом III, еще одним совладельцем «Королевской африканской компании».

Британской монархии принадлежат многие товары, которые были украдены во время колонизации. Классическим примеров является индийский алмаз Кох-и-Нур, входящий в драгоценности короны, которые Пакистан и Индия неоднократно просили вернуть назад. Отсутствие прозрачности в отношении того, чем владеет корона Великобритании, по сравнению с личными вещами королевы, еще больше затрудняет отслеживание этого прошлого.

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

«Наша великая императорская семья»

В своей речи, произнесенной в 1947-м в Южной Африке, Елизавета, бывшая тогда еще принцессой, заявила, что посвятит свою жизнь «служению нашей великой императорской семье, к которой мы все принадлежим». Понятие «императорская семья» отражает идею британской монархии как подставного лица империи, облеченной идеологией превосходства белой расы и колониализма.

Эта идея также играет роль в королевских международных визитах. Они исторически имеют колониальный подтекст, изображая королевскую семью как «белого спасителя». Медиа-исследователь Рака Шоме обсуждает, как Диана стала символом «белого спасителя» благодаря фотографиям, на которых она играет с черными африканскими детьми и проявляет о них заботу. Возможно, на этой неделе мы вновь увидим этот же символ на кадрах, где герцог и герцогиня Кембриджские обмениваются рукопожатием с жителями Ямайки через проволочное ограждение.

Такие визиты пытаются переписать колониальную и имперскую историю с помощью рассуждений о филантропии и глобальном сообществе, с королевской семьей в качестве «главы» глобального семейства. По сути, это хороший пиар.

Пять способов, которыми британская монархия извлекает выгоду из колониализма и рабства

Новая глава Британской империи?

Впрочем, все это лишь поверхностно затрагивает связь монархии с колониализмом и империализмом. Как написала в Jamaican Observer представительница «Женского движения PNP», ямайской группы, выступающей в защиту женщин и девочек: «Нас били и ломали, заставив поверить, что наша цель как нации состоит только в том, чтобы угождать Британской монархии». Это не в последнюю очередь подтверждается тем, что дороги на Ямайке были обновлены, а больницы вычищены именно в рамках подготовки к королевскому визиту на этой неделе. Хотя все прежние годы ни эти дороги, ни больницы, которыми пользуются обедневшие жители черных общин, ямайские власти не пытались привести в порядок.

В речи на Ямайке принц Уильям выразил «глубокую скорбь» по поводу рабства, которое «навсегда запятнало нашу историю». Однако он не стал признавать роль монархии в этой истории – того самого института власти, от которого он продолжает получать выгоду. На волне глобальных движений против расизма и колониализма, возможно, пришло время и монархам Великобритании начать считаться со своей историей.