При прошлогоднем появлении ковида представители здравоохранения опасались, что наибольший охват пандемии будет именно в Африке, где умрут миллионы людей. Несмотря на то, что действительное число жертв COVID-19 на африканском континенте остается неизвестным, предполагаемый катастрофический сценарий на большей части Африки так и не произошел.
На оживленном рынке бедного городка неподалеку от Хараре (столица Зимбабве) торговец фруктами Ньяша Нду держит свою маску в кармане, когда сотни покупателей вокруг, в своем большинстве без масок, толкутся у импровизированных прилавков с фруктами и овощами. Как и в большей части Зимбабве, здесь коронавирус становится событием прошлого – с середины осени в стране разрешены политические митинги, массовые концерты и собрания на дому.
«COVID-19 ушел, когда в последний раз было слышно, что кто-то умер от этого в Зимбабве?» — заявляет Нду. «Сейчас маска предназначена для защиты моего кармана», — отвечает он. «Полиция потребует взятку, если увидит меня без маски».
За эту неделю в Зимбабве зарегистрировано официально лишь 33 новых случая коронавируса и нулевое число смертей. Недавнее снижение интенсивности коронавируса на африканском континенте подтверждается данными ВОЗ, показывающим, что с июля 2021-го число инфекций в этой стране сокращается.
Ученые подчеркивают, что получить точные данные о заболеваниях ковидом, особенно в африканских странах с неоднородным эпиднадзором, чрезвычайно затруднительно, и предупреждают, что отмечаемое сейчас сокращение случаев коронавирусной эпидемии может легко обратиться вспять.
Почему пандемия COVID практически не затронула Африку
«На африканском континенте происходит что-то «загадочное», ставящее ученых в тупик», — считает Вафаа Эль-Садр, завкафедры глобального здравоохранения в Колумбийском университете. «У Африки отсутствуют вакцины и нет ресурсов для противостояния ковиду, тогда как у Запада все это имеется в достаточном объеме, но каким-то необъяснимым образом обстановка в Африке, похоже, намного лучше», — отметила она.
В Африке вакцинировано менее 6% жителей. Однако на протяжении последних месяцев в еженедельных отчетах ВОЗ о пандемии африканский континент описывается, как «наименее пострадавший регион планеты».
Некоторые исследователи считают, что более молодое население Африки – там средний возраст 20 лет, тогда как в Западной Европе примерно 43 года – и низкие темпы урбанизации, наряду с привычкой большую часть времени находиться на открытом воздухе, являются возможной причиной нераспространения коронавируса. Другие исследователи уверены, что должны быть иные объяснения, в т. ч. генетические причины или паразитарными заболевания.
В пятницу (19 ноября) исследователи, работающие в Уганде, заявили об обнаружении меньшей вероятности развития тяжелой формы ковида или смерти от него у пациентов, переболевших малярией.
«Начиная этот проект мы ожидали, что увидим более высокий уровень негативных последствий у людей с историей малярийной инфекции, поскольку именно это ранее наблюдалось у пациентов, коинфицированных (зараженных одновременно) малярией и лихорадкой Эбола», — сообщила соавтор исследования Джейн Ахан. «Нас действительно удивило обратное – малярия может предоставить защиту от ковида».
По словам Ахан, это может означать, что прошлое заражение малярией позволило «притупить» тенденцию человеческой иммунной системы к перегрузке после заражения COVID-19. Данное исследование было представлено в пятницу на заседании Американского общества тропической медицины и гигиены (ASTMH).
Кристиан Хаппи, глава «Африканского центра передового опыта в области геномики инфекционных заболеваний» при нигерийском университете Редимера, отметил, что местные власти традиционно предпочитают сдерживать вспышки инфекций вообще без вакцин, выразив признательность за широкую сеть нигерийских медработников.
«Я думаю, что в Африке другой культурный подход, поскольку эти страны подошли к ковида с чувством смирения так же, как прежде относились к лихорадке Эбола, полиомиелиту и малярии», — заявила Деви Шридхар, завкафедры глобального общественного здравоохранения Эдинбургского университета.
Коронавирус в Африке
За последние месяцы ковидная эпидемия поразила Южную Африку и унесла порядка 89 000 жизней – наибольшее число смертей на континенте. Власти других африканских государств, впрочем, признающие возможную некорректность данных, по-прежнему не сообщают о необычном росте количестве смертей, которые могут быть связаны с коронавирусом.
Данные ВОЗ демонстрируют, что смертность в Африке составляет всего 3% от общемирового количества. Для сравнения, на долю смертей в Северной и Южной Америке, а также в Европе приходится 46% и 29% соответственно.
В Нигерии, наиболее густонаселенной африканской стране, на данный момент правительство зарегистрировало около 3 000 «ковидных» смертей на фоне 200-миллионного населения. Для сравнения, в Штатах схожее количество смертей фиксируется каждые два-три дня.
Низкая смертность вызывает облегчение у нигерийцев. «Они говорили, что наши улицы будут завалены умершими от коронавируса и что-то похожее, но на самом деле ничего не случилось», — поделилась 23-летняя Опемипо Аре, жительница Абуджи.
Нигерийский вирусолог Ойевале Томори, член нескольких консультативных групп ВОЗ, предположил, что Африке может даже не понадобиться столько вакцин, как Западу. Эта достаточно спорная идея, по его словам, глубоко популярна среди африканских ученых. Похожий настрой в свое время демонстрировали британские власти, неоднократно заявляя об этом в марте 2020-го – мол, позволим коронавирусу свободно заражать население для укрепления общего иммунитета.
«Мы должны провести полную вакцинацию, чтобы подготовиться к следующей волне», — считает эпидемиолог Салим Абдул Карим (южноафриканский Университет Квазулу-Наталь). «Если оценить происходящее в Европе, то вероятность повторного заражения оттуда очень высока».
А что по коронавирусу в Афганистане?
Влияние COVID-19 также оказалось неожиданно слабым в беднейших странах мира вроде Афганистана, где эксперты прогнозировали катастрофические вспышки на фоне продолжающихся военных конфликтов.
23-летний кабульский студент Хашмат Арифи рассказал, что не встречал никого в маске вот уже несколько месяцев, даже на недавней свадьбе, на которой побывал вместе с сотнями гостей. В его тесных университетских классах обычно более 20 студентов, как правило сидящих без масок.
«В последнее время я не слушал о случаях ковида», — заявил Арифи. К данному моменту в Афганистане зарегистрировано порядка 7 200 «ковидных» смертей из 39 миллионного населения. Впрочем, из-за обстановки последних месяцев там выполнялось мало тестов, поэтому фактическое количество заболевших и смертность среди них неизвестны.