Издание National Interest представляет мнение курдского политика Саркавта Шамсулддина, соучредителя НКО Kurdish Policy Foundation. Он считает, что если Запад как можно раньше не найдет способа изменить положение иракских курдов мирным путем, то на пороге ЕС и Соединенных Штатов скоро возникнет более значимая проблема.
На своем пороге Европа столкнулась с очередным гуманитарным кризисом, случившимся теперь на границе с Беларусью. Как обычно, большинство мигранты, надеющихся пересечь границу с Евросоюзом, прибыли с Ближнего Востока, и, согласно СМИ, в данном эпизоде главным образом участвуют иракские курды.
В отличие от 2015 года, им сейчас не приходится спасаться бегством от ИГИЛ (запрещено в РФ) или какой-либо войны. Эти курды стремятся вырваться из обстановки, порожденной в их стране политическими злоупотреблениями и безразличием их собственного правительства. Причем в развитии этого кризиса Европа и Штаты сыграли свою особенную роль, вызвавшую обострение ситуации.
По последним данным, порядка 5 000 мигрантов осаждают белорусско-польскую границу. Они летят именно в Беларусь, потому что в этой стране у иракских граждан имеется законная возможность получить визу по прибытии – недавнее таможенное изменение, внесенное Александром Лукашенко, стремившимся использовать проблему миграции в качестве средства воздействия на ЕС, чьи представители регулярно критикует белорусского лидера в несоблюдении прав человека.
У Беларуси достаточно протяженная граница с Польшей, считающаяся среди мигрантов более безопасным способом оказаться в Европе, чем маршруты в Эгейском море. Польша вывела на свою границу 15 000 солдат, стараясь блокировать проход этих беженцев в их страну. Несколько беженцев уже замерзли заживо из-за ухудшившихся погодных условий.
Что ищут курдские мигранты в Евросоюзе, буквально рискуя жизнями?
Будучи членом Совета представителей Ирака, Саркавт Шамсулддин получил десятки телефонных звонков от избирателей, умоляющих оказать поддержку их близким, находящимся на белорусско-польской границе. Ему приходилось прежде иметь дело с курдскими беженцами – в контролируемом протурецкими повстанцами сирийском Азазе, в Ливии (одно из наиболее сложных дел, по его словам). Курдские беженцы ранее страдали в лагерях Италии и Франции, но попыток покинуть свой регион и оказаться в Европе меньше не становится.
В августе 2021-го иракское правительство прекратило прямые авиарейсы в Беларусь и приостановило оформление белорусских виз, чтобы сократить число желающих нелегально проникнуть в Евросоюз оттуда. Кроме того, Багдад развернул информационную компанию, объясняя риски нелегальной миграции. Однако эти меры людей не убедили, и те переориентировали миграционные маршруты в обход – через Бейрут или Стамбул.
Курдские мигранты регулярно публикуют видео и новости в фейсбуке, проклиная правительство Курдистана и заявляя решимость попасть в Европу любой ценой. Так пожилой курдский беженец на видео из французского Дюнкерка, опубликованного в соцсетях, утверждает, что «в Курдистане нет надежды… Сейчас мы в долгах, но когда доберемся [до Британии], все будет хорошо… Я призываю всех уехать».
Последние несколько лет курдские семьи из среднего класса, проживающие в иракском Курдистане, утопают в разрушительном финансовом кризисе, еще более усугубившем неравенство и несправедливость.
Госчиновники Курдистана не получают зарплату несколько последних месяцев, поскольку ее задним числом сократили вдвое из-за недовольства Багдадом распределением нефтедоходов. Безработица рекордно высокая, а власти не спешат обеспечить соцзащиту населения временные пособиями.
Цены на топливо, основные товары и недвижимость серьезно выросли, большинство коммунальных услуг приватизировано (в т. ч. электричество, здравоохранение и образование). Доход курдской семьи среднего достатка продолжает падать, тогда как цены растут.
Американо-европейское реформирование Ирака
Многие названные изменения продвигаются в Курдистане под руководством Всемирного банка и МВФ по так называемому «пакету реформ», очень приветствуемых Евросоюзом и Штатами, требующими усиления реформирования.
Сами по себе эти неолиберальные реформы не являются движущей силой бедности в Курдистане, но усугубляют пропасть неравенства. Правящая элита практикует коррупцию и кумовство, развивает для себя монополии.
Но если в прошлом, несмотря на коррупцию, общественность Курдистана обеспечивалась субсидируемым государством топливом, бесплатным медобслуживанием и образованием, госссудами на жилищные и сельскохозпроекты. Тогда еще у общественности имелся некоторый политический оптимизм благодаря активности парламента и свободной прессе. Но в последнее положение курдского общества становится все безнадежнее.
Однако Европа и Штаты упорно поддерживают правительство Курдистана, предпочитая не замечать их злоупотреблений демократией и безразличием к верховенству закона. Поэтому многие курды считают их соучастниками злоупотреблений курдской правящей элиты, беспрепятственно приобретающей поместья и предприятия на Западе, оплачивая их десятками миллионов долларов, добытых незаконно.
В прошлом месяце, когда Шамсулддин вновь баллотировался в Курдистане, многие из его избирателей заявили, что доверяют ему, но они не будут голосовать вообще, поскольку выборный процесс под контролем нынешней правящей элиты ничего для них не изменит.
Ими обсуждаются два варианта: насильственное устранение существующих правящих партий или миграция из страны навсегда. Многие выбирают второе, но число тех, кто убежден в первом варианте, также растет день ото дня. Западу следует адекватно оценить происходящее и поддержать население Курдистана.