По мнению Карин Валь-Йоргенсен, профессора школы журналистики в Университете Кардиффа, инициированная главой МВД Британии Прити Патель реформа закона о гостайне поставит журналистов перед угрозой 14-летнего тюремного срока. Источник: The Conversation.
Правительством Великобритании рассматриваются законодательные изменения для противодействия государственным угрозам, включая пересмотр закона «О гостайне». Согласно позиции британского МВД (англ. Home office), законодательные изменения необходимы, потому что «существующее законодательство недостаточно отражает видимую и вполне реальную угрозу, исходящую от государства».
В случае принятия, этот новый закон будет иметь серьезные последствия для журналистики и ее способности привлекать правительства к ответственности. Это связано с тем, что предлагаемый законопроект включает серьезные меры по борьбе с «несанкционированным раскрытием информации» или утечкам конфиденциальной информации.
Многие громкие журналистские расследования основаны на таких утечках. Яркие примеры историй, основанных на несанкционированном раскрытии информации, включают в себя откровения Эдварда Сноудена в 2013 г. о деятельности шпионских агентств США и Великобритании, существовании крупнейшей программы глобального наблюдения. Утечки привели к более широким дебатам о роли государства в содействии массовому наблюдению.
Несанкционированное раскрытие информации также подготовило почву для скандала с расходами депутатов в 2009 году. Это свидетельствовало о широко распространенных злоупотреблениях системой парламентских расходов, в том числе о том, что депутаты воспользовались щедрым пособием на второй дом и получали из госбюджета по 1 700 фунтов на плавучие утиные домики, а также по 2 000 фунтов на очистку канав.
Эти утечки выявили важную информацию, представляющую общественный интерес. Они привели к масштабным отставкам, изменениям в законодательстве и политике, включая образование независимого парламентского органа по стандартам (IPSA).
Закон «О гостайне» использовался в прошлом для преследования лиц, ответственных за разглашение конфиденциальной информации. Например, агент МИ5 Дэвид Шейлер был признан виновным в утечке документов о деятельности шпионского агентства и их публикации в Daily Mail в 1997 году.
Однако, как стало ясно из комментариев Хоум-офиса, предложенный закон предусматривает более суровые наказания для журналистов и их источников. Он «замечательным» образом приравнивает журналистские расследования к шпионажу. Так, британское МВД «не считает, что существует обязательное различие по степени важности между шпионажем и несанкционированным раскрытием информации».
В то же время Хоум-офис неопределенно отнесся к необходимости защиты журналистов. В ответ на предложение юридической комиссии ввести в законопроект защиту «общественных интересов», которая обеспечила бы защиту журналистов, в консультационном заключении Хоум-офиса утверждается, что «эти предложения могут фактически подорвать наши усилия по предотвращению несанкционированного раскрытия информации, наносящей [государственный] ущерб».
Чтобы подчеркнуть серьезность угроз, которые представляет раскрытие [конфиденциальной] информации, предлагается увеличить сроки тюремного заключения по таким преступлениям с двух до 14 лет.
Этот законопроект представляет собой прямую угрозу возможностям журналистов и их источников по обнародованию в общественных интересах информации о правонарушениях.
Нет свободе прессы
Современное законодательство во всем мире переживает тяжелый момент для свободы прессы. В последние годы на фоне усиления авторитарных и популистских режимов журналистам стали все больше угрожать физическими и юридическими последствиями. В этом контексте законы о нацбезопасности часто предоставляют основания для судебного преследования журналистов и других лиц, которые могли бы привлекать правительства к ответственности.
В два последних десятилетия ученые отметили резкое нарастание «секьюритизации» — процесса, при котором заявления о нацбезопасности перевешивают любые другие проблемы и широко используются для ограничения возможностей оспаривания действий органов власти.
Новый закон следует рассматривать как часть более широкого проекта Хоум-офиса под руководством Прити Патель, призванного ограничить гражданские свободы видоизменением законодательных средств. Например, недавно принятый британским парламентом законопроект «О полиции» позволит правоохранителям разгонять акции протеста в Англии и Уэльсе по своему усмотрению.
Такие законы – не просто бумажки. Они действительно применяются для подавления критических голосов. Так, в 2019 г. 15 активистов были осуждены за террористическое преступление после того, как приковали себя цепью к рейсу с иммигрантами в аэропорту Станстед. Хотя обвинительный приговор позже был отменен, это дело выявило возможность творческого и политически мотивированного толкования законов, связанных с нацбезопасностью.
Реформы закона «О гостайне» Великобритании, если они будут приняты, окажут значительное сдерживающее воздействие на журналистов и их источники. Как показали исследования, угроза судебного преследования и тюремного заключения демотивирует источники делиться конфиденциальной информацией в общественных интересах и снижает вероятность того, что журналисты вообще будут работать с такой информацией.
Хоум-офис отреагировал на обеспокоенность по поводу сдерживающего воздействия предложенного закона, коротко отметив, что журналисты «по-прежнему будут вправе привлекать правительство к ответственности».