Американец исполняет «ледяную музыку» на вершине итальянских Альп

Когда Тим Линхарт начал делать инструменты изо льда, то они в основном взрывались от ударов, а не играли музыку, но с тех пор многое изменилось.

На сегодняшний день артист, родившийся в США, руководит целым ледовым оркестром, состоящим из местных музыкантов и проводящим концерты при минусовых температурах в специально построенном иглу, расположенном на верхушке итальянских Альп.

«Я делал снежные и ледяные скульптуры на горнолыжном курорте в Нью-Мексико в течение 16 лет… а затем я решил, что было бы здорово сделать скрипку изо льда», – рассказал 59-летний Линхарт журналистам AFP.

«Я услышал звук, исходящий из инструмента, и подумал: “Вау, звучит отлично, однако нужно немного затянуть струны, чтобы увеличить громкость звучания”», – вспоминает музыкант.

Однако из-за чрезмерной затяжки струн инструмент разбился на мелкие кусочки, отметил скульптор.

«Но я услышал достаточно, чтобы продолжить свою работу», – сказал Линхарт, большая фигура при этом ловко топчется среди изысканных инструментов, расположенных на сцене в иглу.

На станции зимних видов спорта Passo Paradiso, находящейся на высоте 2600 метров, инструменты продолжают время от времени самопроизвольно взрываться из-за хрупкости льда, но делают это гораздо реже.

И когда это момент происходит, никто не считает его провалом.

«В такие моменты ты понимаешь, что оказался настолько близок к краю ледяной музыки, насколько это вообще возможно», – добавил Линхарт.

Тут артист создал скрипку, виолу, барабанную установку литавры, ксилофон, контрабас, мандолину, виолончель и уникальный гигантский Роландофон – огромный ударный инструмент. Все эти изделия состоят изо льда.

«Единственный недостаток – они тают»

После формования передней и задней пластин Линхарт использует бело-ледяную смесь из снега и воды для создания стенок инструмента, покрывающих металлический каркас, над которым затем натягиваются и зажимаются струны.

Изготовление мандолины занимает пять или шесть дней, а на создание более крупных инструментов могут уйти месяцы.

«Это отличный материал, так как вы можете сами вырастить его и легко разрезать, причем совершенно бесплатно. Единственный его недостаток состоит в том, что он тает при температуре выше нуля», – отметил Линхарт.

«Некоторые музыкальные инструменты обладают большим весом, поэтому мы подвешиваем их к потолку нашего 200-местного иглу на стальных тросах. Храним же мы их в специальных нишах, вырезанных прямо в стенах концертного зала», – добавил музыкант.

Виолончелист Никола Сегатта, который помог Линхарту создать себе собственный инструмент изо льда, отметил, что звук ледяных аналогов «более кристальный», чем у классических деревянных инструментов.

«Они невероятно хрупкие. Когда вы создаете их, существует постоянный риск того, что они распадутся на тысячу частичек», – сказал музыкант, который был частью оркестра в день выступления.

Однако интенсивность музыки, производимой ледяными инструментами, вызывает бурную эмоциональную реакцию аудитории, которая прямо противоположна их хрупкости, добавил виолончелист.

Ледяные инструменты требуют хороших усилителей, поэтому техники постоянно сражаются с природой, пытаясь сохранить чистый звук в неблагоприятных для оборудования условиях.

Когда слушатели входят в иглу, где средняя температура составляет минус 12 градусов по Цельсию, она начинает нагреваться, как и инструменты, заставляя музыкантов постоянно настраивать их.

Но гибкость льда – это также преимущество, так как он адаптируется к игре.

«Недавно изготовленные инструменты звучат как-то жестяно и странно, однако со временем звук меняется», – говорит Линхарт.

«В течение первых нескольких часов звук становится в два раза сильнее, чем был раньше, и начинает звучать намного приятнее, слаще, так как лед реагирует на возникающую вибрацию, которая проходит через него, сильно нагреваясь при этом».

Линхарт проводит лето со своей женой-шведкой и маленьким сыном в северной Швеции, занимаясь садоводством и создавая не ледяные произведения искусства. Тем временем его некоторые из лучших инструментов хранятся в морозильной камере, ожидая наступления следующей зимы.

«Если они постарели и износились, то мы просто ударяем по ним молотком или оставляем на солнце, позволяя им умереть», – отметил скульптор.

Его нынешний проект связан с обучением таких людей, как Сегатта, самим создавать ледяные инструменты и целые концертные залы.

Но при этом Линхарт постоянно думает о создании абсолютно новых инструментов, чтобы исполнить новые виды «ледяной музыки».