Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Американский политолог: президент Байден, держитесь от Украины подальше

Тед Гален Карпентер убежден, что вместо заигрываний со стратегией опосредованной войны для изнурения России, Штатам следует предпринять согласованные усилия для восстановления двусторонних отношений. Источник: The American Conservative.

Запоздалый приступ здравого смысла, случившийся в администрации Байдена, уменьшил опасность вмешательства Соединенных Штатов собственными вооруженными силами в возможную войну между Россией и Украиной. Не так давно Байден, госсекретарь Блинкен и другие официальные лица Вашингтона были непреклонны в «непоколебимой поддержке» суверенитета и территориальной целостности Украины. Подобные заявления, наряду с возросшими поставками оружия в Киев, как минимум означали, что Штаты и НАТО придут на военную помощь Украине в случае вторжения России.

Однако после инициированного Россией в конце 2021 года наращивания военной мощи вдоль украинской границы и озвученного Альянсу требования о конкретных гарантиях безопасности, риторика байденовской администрации Байдена заметно изменилась.

Пусть риторические обещания Байдена о поддержке Киева остались в силе, а представители его администрации все также предупреждают Кремль о «суровых» и даже «масштабных последствиях» в случае российского вторжения в соседнюю страну, упомянутые «последствия» теперь ограничиваются лишь ужесточением экономических санкций.

Вашингтон и другие ключевые столицы НАТО все чаще указывают, что ответ Запада не будет военным. Также продолжаются российско-американские переговоры о требованиях Москвы по гарантиям безопасности, включающим запрет членства в НАТО для Украины.

Американский политолог: президент Байден, держитесь от Украины подальше

Угроза Третьей мировой снизилась?

Безусловно, изменившаяся риторика Вашингтона понизила вероятность открытой войны между НАТО и Россией. Такая война была бы катастрофой как для Европы, так и для мировой экономики, не говоря уже о риске ядерной войны на фоне прошлогодних заявлений об «ограниченном применении ЯО» среди конгрессменов США.

Однако многочисленные сообщения в прессе указывают на то, что байденовская администрация ищет «средний вариант», что позволит избежать крайностей, связанных с развязыванием войны или ограниченной реакции на дипломатические протесты, а также (скорее всего, неэффективные) очередные антироссийские экономические санкции.

Наиболее часто упоминаемый вариант в Вашингтоне – финансировать, обучать и вооружать «силы сопротивления», которым предстоит возникнуть в случае оккупации Россией Украины. Действительно, есть сообщения, что ЦРУ тайно готовит украинские военизированные формирования для такой миссии.

У такого подхода есть несколько недостатков. Во-первых, размер и самоотверженность любого партизанского отряда будет сильно зависеть от того, какую именно территорию Украины захватит Россия.

Если российские войска оккупируют всю страну и установят марионеточный режим – а это, как утверждают британские источники, является целью Москвы – вероятно значительное вооруженное сопротивление, поскольку население западной Украины в целом настроено антироссийски и резко националистически.

Однако, если российские войска в ходе наступления захватят только ближайшие территории, прилегающие к Донбассу, контролируемому поддерживаемыми Москвой сепаратистскими силами, а также украинские районы возле Крыма, «аннексированного» Россией в 2014-м, то Вашингтону некого будет спонсировать, поскольку там «сил сопротивления» не возникнет из-за высокой связи с Россией на основе языка, религии и экономических факторов.

Во-вторых, подобная поддержка Штатами антироссийских боевиков еще больше отравит двусторонние отношения. Основное недовольство Кремля Западом заключается в том, что политика Америки и НАТО – в особенности намерение превратить Украину в военного вассала и устроить на ее территории передовой плацдарм для Альянса – угрожает основным интересам безопасности России. Поддержка украинской партизанской армии в случае опосредованной войны еще более усилит это недовольство и создаст Кремлю стимул ответить тем же.

В-третьих, у Москвы масса возможностей для ответных мер. Американские войска все еще присутствуют в Ираке и Сирии, и они крайне уязвимы. Помимо других «местных» опасностей, они продолжают подвергаться обстрелу со стороны проиранских ополченцев. Россия также имеет постоянное военное присутствие в Сирии, поддерживая правительство Башара Асада, кроме того получающего важную поддержку от Ирана в его усилиях по сохранению власти.

Кремль все больше сближается с Тегераном. И Москве не потребуется больших усилий, чтобы поощрить, помочь или подкупить Иран и его сирийских боевиков, чтобы направить часть их огневой мощи, в настоящее время направленной ​​против поддерживаемых Саудовской Аравией суннитских повстанцев, на войска США, базирующиеся на северо-востоке Сирии.

Проведение аналогичной стратегии в Ираке может заставить проиранских ополченцев превратить там миссию Штатов в еще более кровавую и разочаровывающую. Москва также может создать проблемы на «заднем дворе» Америки, особенно в неспокойных государствах вроде Колумбии.

Прежде чем начать опосредованную войну в Украине, американские лидеры должны помнить, что Соединенные Штаты – далеко не единственная страна, способная придерживаться такой стратегии.

Американский политолог: президент Байден, держитесь от Украины подальше

Риски делегитимизации государственной власти в Украине

Активная помощь украинским силам сопротивления может поставить Вашингтон в неловкое положение, поскольку дискредитирует провозглашаемую Штатами приверженность свободе и демократии.

Майдан 2014-го, в ходе которого поддерживаемые Америкой демонстранты свергли избранного пророссийского президента Украины, продемонстрировал участие в нем ультранационалистических и даже откровенно фашистских элементов. Существующее правительство в Киеве также придерживается тревожной авторитарной политики.

Freedom House, организация, в целом довольно дружественная по отношению к правительствам, поддерживаемым Вашингтоном, оценивает Украину лишь как «частично свободную» — это рейтинг аналогичен присвоенному явно авторитарному режиму Родриго Дутерте на Филиппинах.

Западные апологеты Киева придумывают новые оправдания, стремясь обелить такое авторитарное поведение, но реальность такова, что реальная демократия имеет очень неглубокие и слабые корни в Украине. Со временем сопротивление, создаваемое теми же украинскими фракциями, что поддерживают нынешнее нелиберальное киевское правительство, скорее всего, станет еще более авторитарным.

За последние десятилетия внешней политики Штаты полностью скомпрометировали «американские ценности», поддерживая недостойных, даже одиозных иностранных союзников в опосредованных войнах против режимов, которых американские политики называли противниками.

Поддержка боевиков, подобных никарагуанским контрас и авторитарной ангольской УНИТА в 1980-х не очень хорошо отражалась на Соединенных Штатах. Еще более худшим стало решение администрации Обамы поддержать антиасадовских повстанцев в Сирии. Большинство этих фракций были и остаются радикальными исламистами, совершенно не интересующимися западными демократическими ценностями. Политика США не должна привести к таким же неловким ассоциациям и в Украине.

Американский политолог: президент Байден, держитесь от Украины подальше

Нужны шаги навстречу

Интересы России и США по своей сути не противоречат друг другу. Если бы Вашингтон безрассудно не подталкивал НАТО к границам России и не вмешивался во внутренние дела Украины, превратив ее в политического и военного клиента Запада, у Москвы было бы немного поводов для причинения неприятностей Штатам.

Более просвещенная вашингтонская политика позволила бы лидерам США обратиться к правительству Путина с предложением о совместных усилиях по сдерживанию растущей мощи Китая. Но вместо этого Вашингтон предпочел загонять Россию в ожидающие объятия Си Цзиньпина.

Ведение опосредованной войны в Украине станет еще одной провокацией и, вероятно, уничтожит полностью то, что осталось от американо-российских отношений. Подытоживая статью, Карпентер подчеркивает, что байденовской администрации следует отказаться от близоруких и контрпродуктивных схем взаимодействия с Россией.