Группа авторов «Ассошиэйтед Пресс», называющих себя «Номаанский торговец», рассказали о мерах Вашингтона по борьбе с «неумолимым вторжением» (здесь и далее будут кавычки от Инфосми) российских ВС в Украину и «кремлевской дезинформацией».
США и их союзники, отмечают авторы, все чаще раскрывают данные своей разведок, стремясь таким способом противостоять подготовке России к «вторжению» в Украину и подорвать планы российского президента Путина по переформатированию мира путем их «разоблачения».
В последние недели Белый дом обнародовал то, что, по его словам, было разрабатываемой Россией «операцией под чужим флагом», чтобы создать предлог для вторжения. Британия назвала конкретных украинцев, обвинив их в связях с ФСБ России и планировании свержения президента Зеленского. Штаты даже опубликовали карту российских военных позиций и подробно описали, как именно, по мнению официальных лиц Вашингтона, Россия попытается «атаковать» Украину при участии 175 000 военнослужащих.
Западные эксперты, подчеркивают авторы AP, благодарны Белому дому за рассекречивание разведданных и предпринятых мер опровержения «ложных заявлений русских» до того, как они будут сделаны – так называемый «предварительный баттл», подрывающий их эффективность лучше, чем раскрытие «правды» постфактум.
Но обнародование подобной информации не лишено рисков. Оценки западных разведок имеют разную степень достоверности, поскольку кроме фотографий передвижений войск Америк и ее союзники других доказательств практически не предоставили. Москва отвергла заявления Вашингтона как истерические, сославшись на прошлые провалы ЦРУ, в т. ч. на дезинформацию об иракских оружейных программах.
О «кремлевской неправде»
Пока нет явных признаков перемен со стороны властей России, продолжающих перебрасывать силы на Украину и в Белоруссию, северного соседа Украины. В Вашингтоне и Лондоне растет пессимизм в отношении продолжающихся дипломатических усилий и уверенность в том, что Путин предпримет «вторжение» в ближайшие несколько недель.
Россия «известна» тем, что использует «дезинформацию» в качестве тактического элемента для внесения путаницы и разногласий в рамках своей общей «конфликтной стратегии». Когда Россия вторглась на украинский полуостров Крым в 2014-м, она развернула кампанию, направленную на влияние по отношению к этническим русским жителям этой территории.
Аккаунты государственных СМИ и соцсетей, связанные с Россией, распространяли утверждения о том, будто Запад манипулирует протестами в Киеве, а также ложные или неподтвержденные слухи о зловещих преступлениях, совершенных украинскими силами.
На этот раз, заявляют в Вашингтоне, Россия пытается представить украинских лидеров агрессорами и убедить своих граждан поддержать военные действия. В то же время, как утверждают США и их союзники, Москва разместила на Донбассе своих оперативников, которые могут «использовать взрывчатку» для проведения «актов саботажа» против пророссийских сил, а затем обвинить Киев.
Белый дом неоднократно подчеркивал то, что он считает «дезинформацией», и в частном порядке делится дополнительными разведданными с союзниками, включая Украину. Госдеп недавно опубликовал информационный бюллетень, в котором перечислены и отвергнуты сразу несколько заявлений Москвы. А американский Минфин наложил санкции на четырех украинцев, обвиняемых в «связях с Кремлем», которым поручено создать в Украине предлог для нового вторжения.
Джен Псаки так описала «стратегическое решение обнародовать дезинформацию, когда мы ее увидим». «Мы гораздо лучше осведомлены о российской «дезинформационной машине», чем в 2014 году», — заявила она в среду, добавив: «Мы должны четко объяснить мировому сообществу и общественности США, что «они» пытаются сделать и почему».
«Их» правда против «нашей» правды
Москва продолжает требовать, чтобы НАТО не принимала Украину и не расширялась на другие страны. А после того, как британская разведка обвинила Евгения Мураева в том, что он является возможным пророссийским кандидатом в президенты Украины, Мураев опроверг это утверждение и заявил AP, что это «выглядит нелепо и смешно».
Усилия Вашингтона вызвали вопросы в Киеве, где украинский президент применил другой публичный подход, пытаясь подавить общественные страхи перед неизбежностью войны.
Украинские официальные лица в частном порядке задаются вопросом, почему байденовская администрация только предупреждает о надвигающемся вторжении России, но не вводит упреждающие санкции и не принимает меры против газопровода «Северный поток – 2», подвергаемый критике экспертов за предоставление Москве большего количестве рычагов воздействия на Украину и Западную Европу. Не так давно администрация Байдена лоббировала демократов в Конгрессе, чтобы они выступили против инициированного республиканцами законопроекта, требовавшего введения санкций против трубопровода, до сих пор не введенного в эксплуатацию.
Белый дом грозит Кремлю жесткими санкциями в случае вторжения и готовится перебросить силы на восточный фланг НАТО. Штаты и западные союзники также отправляют на Украину партии оружия и ракетных комплексов.
Молли МакКью (на фото выше), в прошлом советник экс-президента Грузии Саакашвили, заявила, что шаги байденовской администрации по противодействию российскому влиянию должны сопровождаться более четким изложением целей и планов Америки по отражению любого вторжения.
Публичное разоблачение действий России не остановит Москву от их осуществления, считает МакКью по опыту Грузии, воевавшей в 2008-м с Россией и до сих пор пытающейся восстановить контроль над сепаратистскими регионами, поддерживаемыми Москвой.
«Они пытаются применить «дезинформационное» мышление к военным сферам», — подчеркнула она. «Вы абсолютно не сможете выявить этот кризис».
Как в Штатах, так и в Украине, по словам западных экспертов, местное общество гораздо лучше осведомлено о спонсируемой Москвой «дезинформации». Последние несколько лет Россия продолжает бомбардировать украинцев текстовыми сообщениями и «ложными» историями в ходе войны, продолжающейся на востоке Украины, в которой погибло не менее 14 000 человек. А «вмешательство» России в американские президентские выборы 2016-го привело к нескольким расследованиям и многолетним бурным дебатам среди вашингтонских политиков.
Брет Шафер, сотрудник немецкого фонда Маршалла «Альянс за обеспечение демократии», считает, что в процессе развенчания «ложных» утверждений существуют риски и поэтому «необходимо предотвращать информационные угрозы, а не реагировать на них после того, как они вышли на волю».
Но публичное обвинение России в «неправомерном» поведении в конечном итоге является ограниченным сдерживающим фактором. «Москву не волнует репутационный ущерб», — убежден Шафер.