Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

The Guardian: где Европа возьмет природный газ, если Россия сократит экспорт?

Репортер британской «Гардиан» Джиллиан Эмброуз попыталась найти альтернативные источники метана для европейских государств, которые в случае войны с Украиной могут оказаться без российского газа.

Рост напряженности на российско-украинской границе породил опасения, что кризис с поставками газа в Европу может стать гораздо более серьезным. Рыночные цены на газ уже превысили рекордно высокие уровни и угрожают обременить европейские домохозяйства кризисом стоимости жизни.

Россия является крупнейшим поставщиком газа в Европу, треть которого поступает в страны европейского континента по украинским газопроводам. В прошлом году газоснабжение из России было на четверть ниже, чем обычно, но сейчас европейские лидеры опасаются, что прогнозируемое «российское вторжение» в Украину может привести к энергетической катастрофе, вызвав прекращение экспорта газа полностью.

На этой неделе представители Белого дома заявили, что байденовская администрация готовится завершить договоренность, гарантирующую для Европы топливо на зиму и весну, выступив посредником в сделке с крупными странами-производителями газа по его отправке на СПГ-танкерах в Евросоюз. Однако этот план имеет свои проблемы.

The Guardian: где Европа возьмет природный газ, если Россия сократит экспорт?

Где Европе взять «аварийный» природный газ на ближайшие холодные месяцы?

Официальные лица Штатов охарактеризовали поиск запасного газоснабжения для европейских партнеров, как «глобальный».

Но эти переговоры, скорее всего, будут сосредоточены на Катаре – одном из крупнейших в мире производителей природного газа и втором по величине экспортере СПГ после Австралии. Катар является крупнейшим западным партнером на Ближнем Востоке, в течение многих лет поставляющим СПГ в Великобританию и другие европейские страны. Также может помочь Ливия, учитывая ее высокую газодобычу и непосредственную близость к европейскому континенту.

Наконец, в наращивании поставок газа для Европы непосредственную роль могли бы сыграть сами США. За последний месяц из Штатов в европейские порты было отправлено рекордное количество СПГ. Кроме того, у Америки есть сильный долгосрочный стимул побудить Европу отказаться от газопровода «Северный поток – 2» в пользу штатовских запасов сланцевого газа.

The Guardian: где Европа возьмет природный газ, если Россия сократит экспорт?

Сколько «аварийного» газа потребуется Европе?

Масштабы проблемы с природным газом для Европы будут зависеть от того, насколько далеко обострятся отношения между Россией и Украиной.

Россия ежедневно поставляет Европе порядка 230 млн кубометров газа, из которых около трети идет на запад через Украину. Но мнения экспертов газового рынка в отношении того, прервет ли Россия весь экспорт газа в Европу или только тот объем, что зависит от украинских газопроводов, разделились надвое. Часть экспертов при этом крайне скептически относятся к тому, что Кремль вообще решит закрыть часть газопроводов.

«Если бы в Кремле решили использовать свой экспорт энергоносителей в качестве оружия, то насколько они готовы нарушить существующие энергетические соглашения? Это крайне сложно спланировать по сценарию», — заметила Хелима Крофт из RBC Capital. В действительности вопрос не в том, смогут ли Штаты предоставить замену российскому газу, а в том, смогут ли они найти новые источники газового топлива, чтобы смягчить возможные перебои, считает Крофт.

Достаточно ли на мировом рынке «запасного» газа?

По словам аналитика Си Нана из Rystad Energy, существующий глобальный кризис поставок газа, возникший сейчас, когда экономика начала восстанавливаться после спада из-за коронавирусной пандемии, означает, что доступных запасов метана крайне мало.

В Вашингтоне заявили, что их переговоры «действительно глобальные, с большим количеством компаний и стран по всему миру», так что им не требуется «просить какую-либо отдельную компанию или страну увеличить экспорт в значительных объемах, а скорее достичь увеличения в меньших объемах из многих источников».

Катар в настоящее время производит 77 млн ​​тонн СПГ ежегодно, но у него годовые контракты на поставку около 97 млн ​​тонн покупателям в Азии, Европе, Кувейте, а также крупными энергетическими компаниями, решающим самостоятельно, куда отправлять каждую партию СПГ. Америка также продала свои 80 млн тонн СПГ покупателям в Азии, Европе и так называемым «портфельным игрокам» (прим. Инфосми: оптовые покупатели, перепродающие газ, главным образом, по срочным договорам).

Хелима Крофт считает, что существует вероятность перенаправления части законтрактованных Азией грузов СПГ в Европу, поскольку в азиатском регионе сейчас достаточно мягкие зимние температуры, из-за чего спрос на сжиженный газ снизился.

Она добавила, что для договоренностей о некоторой гибкости поставок газа потребуются «деликатные» переговоры между крупными производителями газа и их азиатскими покупателями.

The Guardian: где Европа возьмет природный газ, если Россия сократит экспорт?

Делалось ли что-нибудь подобное раньше?

Примеров экстренных мер по поставкам нефти на мировом рынке предостаточно, а вот для природного газа – их нет.

Во время «гражданской войны» в Ливии Саудовская Аравия согласилась увеличить экспорт нефти на мировой рынок, чтобы компенсировать дефицит ливийской нефти, тем не менее цены на нефть подскочили до $120 за баррель.

Кроме того, если на нефтерынке существует картель ОПЕК, то на рынке природного газа глобального сотрудничества близкого уровня не существует, поэтому реагирование на глобальный кризис поставок достаточно затруднено.

«Это саудовский принц бин Салман считает себя нефтяным центробанком. Но подобных фигур на газовом рынке попросту нет», — подчеркнула Крофт. «Даже если бы Катар захотел помочь, они же не сидят на нефтяном «море», которое можно выкачивать более интенсивно, как это иногда делают саудовцы».