Рэймонд Смит, в прошлом высокопоставленный дипломат США, специализировавшийся на СССР и России, считает, что, направляя и помогая Украине достичь сбалансированных и более тесных связей с Европой, Штаты также должны способствовать ее приемлемым отношениям с Россией. Именно такой политико-экономический баланс отвечает фундаментальным интересам как Украины, так и Соединенных Штатов. Источник: National Interest.
Успешная внешняя политика любого государства должна исходить из рамок, формулируемых фундаментальными стратегическими интересами данной страны. Их структура не должна быть сложной. В период международного превосходства Британии у нее было два принципа: поддерживать свое военно-морское господство и не допускать господства одной державы в континентальной Европе.
По окончании холодной войны Америке не удалось сформулировать схожую основу. Вместо этого Штаты растратили свое однополярное положение в мире на специальные меры реагирования в отношении отдельных кризисов (Сомали, Косово) и донкихотские попытки сформировать новый мир по своему образу и подобию (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия). Практически всеобщий провал этих усилий ухудшил положение «реконструируемых» стран, уничтожив и искалечив бесчисленное количество людей, впустую израсходовав триллионы долларов и создав еще более нестабильную и небезопасную международную систему.
Сегодня мы сталкиваемся, пожалуй, с самой опасной попыткой Америки продолжить свой путь по этому мрачному пути – изображением Украины своим жизненно важный национальным интересом. Попыткой Вашингтона объявить Украину потенциальным членом НАТО, ради которого Штаты готовы начать войну.
Опасная стратегия США
Если бы у Америки имелась стратегическая внешнеполитическая основа, то как она бы выглядела и как в нее вписывалась бы Украина? По мнению Рэймонда Смита, у Соединенных Штатов есть три фундаментальных стратегических интереса.
Прежде всего, создание более стабильной международной системы. В обстановке стабильности наибольшую пользу получают государства, находящиеся на вершине системы. В настоящее время эту позицию занимают Штаты.
Во-вторых, препятствование китайско-российскому военному союзу. Выгоды для Америки из-за отсутствия военного союза между ядерной сверхдержавой и экономической сверхдержавой совершенно очевидны. Если прежде величайшим внешнеполитическим триумфом Генри Киссинджера было открытие США Китаю, устранившее угрозу советско-китайского военного союза, то как можно оценивать американскую политику, буквально толкающую Россию и Китай к этому союзу?
В-третьих, снижение риска ядерной войны. Для достижения этой цели необходимо, среди прочего, избегать вооруженного конфликта с другой ядерной державой. Тем более если конфликтная обстановка, то затрагиваются жизненно важные интересы этой ядерной державы, а американские интересы не затрагиваются никак.
На «балтийский» вариант у Украины нет шансов
Украинское государство, равно как и любая другая страна, хочет выжить и достичь процветания в качестве независимой страны. Однако ни внутреннему, ни внешнему положению Украины не позавидуешь. Это глубоко коррумпированное государство среднего размера, в котором проживает крайне недовольное своим положением русское меньшинство.
У Украины долгая, хотя иногда довольно спорная история с Россией, ее самым важным соседом – одной из крупнейших стран мира, обладающей ядерным оружием и многократно более эффективной экономикой.
Для Киева существуют два широких стратегических выбора: достичь modus vivendi с Москвой с удовлетворением основных интересов обеих стран; или заключить стратегический союз с другой крупной державой, что позволит Украине бросить вызов своему восточному соседу. Соединенные Штаты – единственная держава, потенциально способная успешно поддержать второй вариант. И именно этого варианта придерживается Украина, интенсивно поддерживаемая Вашингтоном.
Достаточно легко понять, почему Украина может рассматривать этот выбор как предпочтительный. Она рассчитывает пойти по пути своих балтийских и восточноевропейских соседей, использовавших членство в НАТО и ЕС для укрепления собственной национальной независимости.
Однако с точки зрения стратегических интересов Америки, худшего выбора быть не может. По крайней мере, со времен Венского договора стало ясно, что стабильная международная система требует легитимности. Но такое положение возможно только в том случае, если среди крупных держав нет недовольных мировой обстановкой.
Разочарование России нынешним международным порядком, постепенно нарастающее в предыдущие периоды расширения НАТО, теперь достигло критической точки. Создание более стабильной международной системы требует учета жизненно важных интересов России, но также и Украины. Направление и помощь Украине для сбалансирования ее стремления к более тесным связям с Европой и ее потребности в приемлемых отношениях с Россией, служит фундаментальным интересам как Украины, так Америки.
Такая стратегия позволит Украине избежать того, что может стать ее национальной трагедией. Также эта стратегия позволит втянуть Россию в более продуктивные отношения с Западом, уменьшив соблазн военного союза с Китаем и максимально снизив угрозу обычного вооруженного конфликта, который может перерасти в ядерный.