В благодарность за финансирование своей президентской компании Джо Байден избирает своих крупнейших спонсоров, как правило, не имеющих достаточного дипломатического опыта, в качестве послов Соединенных Штатов и направляет их в различные страны мира.
В последние месяцы Байден неоднократно выдвигал кандидатуры своих сторонников-миллиардеров, профинансировавших его избирательную кампанию, на посты послов в таких странах, как Греция, Кения, Аргентина, Бельгия, Словения, Мальта и Канада. Тем самым Байден продолжил практику как президентов-демократов, так и президентов-республиканцев прошлого, поступавших точно так же.
Бывшие дипломаты и эксперты по этике, а также некоторые члены Демократической партии подвергли критике практику использования в качестве послов богатых спонсоров Байдена, не имеющих дипломатического опыта. Они считают, что подобные назначения ослабляют внешнюю политику Штатов и фактически являются одной из форм институционализированной коррупции.
Политические назначенцы Байдена
В начале президентского срока Байден обещал восстановить состав администрации Госдепа после эпохи экс-президента Трампа, в т.ч. восстановить исторический баланс назначения профессиональных дипломатов до примерно 70%, а оставшиеся 30% отдать политическим назначенцам. (при Трампе ситуация была такой: 55% профессиональных дипломатов и 45% политических назначенцев.)
Из политических назначенцев не все выступали мега-донорами президентской компании. Некоторые из них являются бывшими политиками или внешнеполитическими экспертами Демократической партии, поднявшимися по карьерной лестнице вне пределов дипслужбы США – к примеру, Джулианна Смит (на фото), байденовский посол в НАТО.
Также среди политических назначенцев на должности послов имеются бывшие сенаторы, работавшие в сенатском комитете по международным отношениям, например, Джефф Флейк, избранный Байденом на должность американского посла в Турции. Другие вообще не попадают ни в одну из категорий: так президент недавно назначил олимпийскую экс-фигуристку Мишель Кван (на фото), работавшую в команде Байдена с 2019 года, послом США в Белизе (завершив карьеру фигуристки, Кван работала в сфере общественной дипломатии в Госдепе).
«Мир так сильно изменился после Трампа», — заметил Бретт Бруен, в прошлом кадровый дипломат, занимавший в Белом доме должность директора по глобальному взаимодействию при Обаме. «И мысль о том, что мы можем продолжать действовать в рамках прежней практики вознаграждения финансовых доноров и политических друзей роскошными заграничными постами, подчеркивает серьезность проблемы нацбезопасности из-за регулярно подрываемого авторитета Америки во многих из этих столиц…».
Богатые спонсоры президента, удостоенные должности посла
Ни одна развитая страна, кроме Штатов, не ставит богатых доноров на посольские посты. «Они [члены президентской администрации] совершенно беззастенчиво воспринимают эти посты, как подарки для членов партии», — возмутился один из профессиональных послов Госдепа.
Члены собственной партии Байдена также раскритиковали схему раздачи послов богатым спонсорам его кампании, напомнив о первом судебном процессе по импичменту Трампа. На суде эта практика была раскрыта, когда мегадонор кампании Трампа Гордон Сондленд, позже ставший послом Америки в ЕС, свидетельствовал перед Конгрессом об отказе президента предоставить военную помощь Украине, если Киев не согласится начать расследование в отношении Байдена-младшего. В разгар судебного разбирательства Ами Бера, депутат-демократ из Палаты представителей, попытался внести законопроект, запрещающий эту практику – его предложение не было поддержано.
Во время своей президентской предвыборной кампании конкурент-однопартиец Байдена сенатор Элизабет Уоррен пообещала положить конец практике назначения доноров послами в случае избрания их политика-реципиента президентом, назвав эту практику «вашингтонской коррупцией в ее худшем виде». «Я никогда не назначу послами неквалифицированных доноров лишь потому, что они выписали мне жирные чеки», — заявила она в 2020-м в одной рекламной кампании.
Тем не менее, путепровод от донора до посла при Байдене полностью продолжился. Так Констанс Мильштейн (на фото), титан в сфере недвижимости и филантроп из Нью-Йорка, передала $725 000 комитету по сбору средств для кампании Байдена вскоре после Национального съезда партии демократов в 2020 году. В этом декабре 20201-го Байден объявил Мильштейн кандидатом на пост посла США на Мальте.
Маргарет Уитман, бывшая глава Hewlett Packard, eBay и многомиллиардного медиа-стартапа Quibi, была назначена байденовским послом в Кении в этом месяце. Уитмен пожертвовала свыше $500 000 на президентскую кампанию Байдена через комитет по сбору средств.
Состоятельный греко-американский гостиничный магнат Джордж Цунис (на фото), новый кандидат Байдена на пост посла в Греции, является еще одним давним мега-донором для Демократической партии. В прошлом Барак Обама уже выбирал Цуниса послом в Норвегию, однако тогда выдвижение застопорилось в Сенате, поскольку Цунис ответить на вопросы о составе норвежского правительства. Тогда, в 2014-м, ему пришлось снять свое имя с рассмотрения. Вероятно, все дело в том, что Цунис никогда не посещал Норвегию перед выдвижением его кандидатуры на пост посла.
«Цунис имеет прочные связи с Грецией, греко-американским сообществом в Штатах и Греческой православной церковью. Он много раз ездил в Грецию и имел там большую семью», — пояснил представитель Белого дома, отвечая на вопрос о новом назначении Джорджа Цуниса.
Разумеется, список политических назначенцев в посольском корпусе Америки не является «черно-белым», как отмечают многие опытные дипломаты. Некоторые из них, в том числе мега-доноры, способны в конечном итоге неплохо управлять посольствами и играть огромную роль в продвижении внешней политики США, обладая при этом более тесными связями среди ближайшего окружения президента, чем это могли бы сделать профессиональные дипломаты. Это ценится в иностранных столицах.
Но существует также множество противоположных примеров того, как послы-доноры неправильно управляют посольствами или подрывают двусторонние связи с соответствующей страной из-за своей неопытности, неспособности овладеть основами дипломатии или собственных дипломатических просчетов.