Политический обозреватель американского издания «Внешняя политика» Элизабет Броу обращает внимание, что Брюсселю нравится подвергать правительство Польши остракизму. Однако, подчеркивает она, Варшава только что оказала услугу всему европейскому континенту. При адаптивном переводе статьи Элизабет Броу (англ. Elisabeth Braw), публикуемом на Инфосми, авторская орфография была сохранена.
В начале ноября ситуация на границе Беларуси с НАТО и Евросоюзом была ужасной. Белорусские власти продолжали доставлять мигрантов к границе, где некоторые из них, привлеченные белорусскими войсками, принялись нападать на польских солдат.
Действительно, именно белорусы организовали преследование польских солдат и попытки взлома пограничного ограждения. Но месяц спустя мигранты улетели домой, и подрывная кампания белорусского президента Лукашенко провалилась. Остальной Европе следует поблагодарить Польшу и ее коллег-защитников европейской границ, Латвию и Литву, и извлечь из ситуации урок.
Угрозы от Лукашенко
В конце прошлого месяца белорусский лидер с застенчивостью сообщил группе мигрантов, мол, «если немцы и поляки не послушают меня сегодня, это не моя вина». «Я сделаю все, что вам требуется, даже если это причинит вред полякам и другим. Но вы должны понимать, что мы не можем начать войну, чтобы проложить для вас коридор через Польшу в Германию».
Чванство Лукашенко исчезло в мае, когда он пообещал наводнить ЕС наркотиками и мигрантами. В прошлом месяце он заявил Би-би-си, что если мигранты «продолжат прибывать и дальше, я все равно не остановлю их, потому что они едут не в мою страну. Они идут к вам». Эти мигранты, отчаянно желающие попасть в Европу, были коварно использованы правителем, нуждающимся в инструменте внешнеполитического влияния. Даже гибель некоторых мигрантов не заставила Лукашенко отказаться от своей кампании.
Три защитника восточных рубежей ЕС
Только представьте, что случилось бы, если бы три соседних правительства решили, что наплыв мигрантов через Беларуси – не их дело.
Польша, Латвия и Литва победили и сделали это, твердо стоя на ногах. И да, жесткая позиция этого героического трио также привела к тому, что польские силы оттеснили мигрантов обратно через границу. Именно Польша – постоянный мальчик для битья в Европарламенте из-за посягательств ее правительства на независимость судебной системы – спасла ЕС от агрессии Беларуси, выделив средства и выдвинув около 15 000 солдат на границу при поддержке Латвии и Литвы, также выделивших деньги и войска для защиты рубежа НАТО.
Более того, они проинструктировали своих солдат действовать решительнее, чем осмелилось бы большинство государств-членов Евросоюза. Теперь их обязан благодарить весь ЕС.
Что, если бы эти государства дали бы своим пограничникам другие инструкции, не требуя от них рисковать жизнью и здоровьем для препятствования незаконным вторжениям? Они могли бы вообще оставить своих солдат на обычных позициях, а не подвергать их воздействию белорусских лазеров и предупредительных выстрелов.
Подумайте о последствиях миграционного кризиса – его участниками являются те же люди, что обычно прибывают в Грецию и Италию – вызванного враждебным режимом.
Вместо этого три страны объединились и заставили Лукашенко отступить – пока заставили. Да, Евросоюз ввел новые санкции, но даже сильные санкции не особо беспокоят эти режимы. И Лукашенко попробует еще раз с другим инструментом, который ему приглянется. Тем более, что ему еще предстоит выполнить свое обещание о наводнении Европы наркотиками.
Новые методы противостояния
«Попробуйте что-то новое сегодня» — популярная торговая максима, столь же полезная для лидеров стран, как и для покупателей. Лукашенко, со своей стороны, является убежденным последователем этого подхода в своих усилиях нанести вред другим странам. Вместо того чтобы ожидаемые другими странами инструменты, он экспериментирует и пробует не только вооружать мигрантов, но и практиковать авиапиратство.
Российский Владимир Путин и китайский Си Цзиньпин также прибегнут к новым и иным тактикам. Очевидно, что другие авторитарные лидеры, последуют их примеру. Польша, Латвия и Литва тоже попробовали что-то новое, отправив серьезно настроенных солдат с колючей проволокой, когда Лукашенко поспорил, что его вооруженные мигранты встретят лишь легкое сопротивление.
«Автократ Лукашенко использовал беженцев для циничной и жестокой игры, и ЕС должен дать понять, что подобная попытка шантажа будет иметь серьезные последствия», — заявила в Бундестаге Агнешка Брюггер, замглавы германской партии зеленых.
Глава латвийского Минобороны Артис Пабрикс также призвал к большей солидарности со странами, пострадавшими от подрывных действий Белоруссии. Он сказал: “Западная Европа должна изменить свою позицию, поскольку она безоружна перед изобретательными умами ФСБ и ГРУ. При принятии решений политкорректность, не признающая реальность, больше не будет работать».
Что нового может сделать Европа
Наложить эмбарго на роскошь. Элиты из стран, уверенно стремящихся навредить Западу, обожают западные дизайнерские бренды. Незачем вводить всякий раз устаревшие виды санкций. Вместо этого следует разом аннулировать визы всем членам истеблишмента.
Сообщается, что Евросоюз работает над торговым оружием, которое запретит странам, принуждающим к определенным рамкам компании из Европы, участвовать в прибыльных контрактах ЕС. Почему бы не использовать этот запрет, чтобы отомстить за иные формы агрессии? Или, если дружественная страна становится мишенью враждебного режима, другим странам следует принять ответные меры от ее имени.
«Сдерживание – это искусство формирования в сознании противника страха перед самой возможностью нападения», — утверждал доктор Стрейнджлав в одноименном шедевре Кубрика. Конечно, он предлагал вызывать этот страх при помощи ядерного оружия. Однако в обстановке, когда агрессор атакует мигрантами, пользуется дипломатией заложников или прибегает к корпоративному принуждению, угроза применения ядерного оружия ничего не даст, поскольку и агрессор, и защищающаяся сторона знают, что ядерные боеголовки не станут ответом на такую агрессию.
Попытка попробовать что-то новое сработало для Польши, Латвии и Литвы. Возможно, в следующий раз подобный ход может сдерживать Путина, Си Цзиньпина или даже безумно инновационного северокорейского Ким Чен Ына.