Политолог Саша Глэзер считает, что Соединенным Штатам неразумно ограничивать себя сотрудничеством только лишь со странами, разделяющими «американские ценности» и государственную систему управления.
Инициированный Байденом «Саммит за демократию» ожидается 9 декабря. Собрав на своей онлайн-панели свыше ста стран, Америка таким образом попытается остановить отступление от демократии, укрепив ее позиции во всем мире. Байден описывает свое видение внешней политики Америки как соревнование между мировыми демократиями во главе со Штатами и автократиями, возглавляемыми Китаем и Россией.
Неоправданная самоуверенность
Инициированный Вашингтоном саммит позволит правящим элитам США ощутить свои высокоморальные качества. Однако выстраивать таким образом международные отношения наивно и опасно. Внешняя политика Америки всегда должна служить интересам американского народа, а это иногда требует взаимоотношений с сомнительными режимами.
Глобальные проблемы, вроде предотвращения распространения ядерного оружия, борьбы с транснациональным терроризмом и с пандемиями, смягчения последствий изменения климата и содействия справедливой торговле, требуют от стран сотрудничества, независимо от их внутренних политических структур. Поэтому, когда байденовская администрация решает опереться во внешней политике на идеологическую основу «мы против них», а не следовать коренным американским интересам, это обреченно ставит американский народ на путь меньшей безопасности и меньшего процветания.
К сожалению, Байден – всего лишь очередной президент Штатов, ставящий идеологию выше государственных интересов. Выйдя победителем из холодной войны и оказавшись единственной сверхдержавой мира, Соединенные Штаты позабыли о том, что позволило им в конечном итоге выиграть – о внешней политике, основанной на интересах. Вместо этого, не имея на горизонте противника, способного бросить вызов доминирующему положению США, Америка пошла в крестовый поход, чтобы перекроить мир по своему образу и подобию.
Американские политики, как из стана демократов, так и республиканцев, по своей глупости предположили, что для преобразования Афганистана, Ирака или Ливии в либеральные демократии достаточно превосходящей военной силы. Неудивительно, что эти попытки социальной инженерии на других нациях потерпели неудачу, вызвав лишь хаос и человеческие страдания, а также понизив безопасность и ударив по процветанию, а равно как и положению Соединенных Штатов в мире.
Полный провал «демократической» экспансии
Неудачные военные интервенции в странах, изначально не представлявших особой стратегической ценности, отвлекли Штаты от более насущных проблем и, прежде всего, от необычайного подъема Китая. За десятилетия проигрышной внешнеполитической деятельности Америки, направленной на распространение демократии и либеральных ценностей среди народов, которых исторически это никогда не интересовало, подорвали относительную мощь США по отношению к Китаю.
Пока Соединенные Штаты тратили кровь и огромные деньги на Ближнем Востоке, Китай становился невероятно богатым. Вашингтонская элита требовала нормализации торговых отношений с Китаем, активно интегрировала эту страну в международные экономические институты, вроде ВТО, предполагая, что от этого китайское государство демократизируется и станет ответственным глобальным игроком. Вместо этого Штаты помогли расширить возможности гиганта, который теперь трансформирует свой огромный экономический потенциал в военную мощь, намереваясь бросить вызов позициям США в Индо-Тихоокеанском регионе.
С населением более 1,4 миллиарда человек и экономикой, которая вскоре обещает превзойти Соединенные Штаты и стать крупнейший в мире, Китай способен выступить в роли самого грозного противника, когда-либо противостоявшего Америке. Поэтому, чтобы оставаться самой могущественной и, соответственно, безопасной страной планеты, Вашингтону необходимо проводить внешнюю политику, основанную на интересах и отражающую геополитическую реальность 2021 года, а не 2001 года.
Игнорирование исторических уроков
В 1940-х годах Штаты объединились с Советским Союзом, вовсе не представляющим оплот либеральной демократии, чтобы одолеть глобальную угрозу – нацистскую Германию. И после Второй мировой лишь Советский Союз обладал могуществом, угрожающим Соединенным Штатам. Тогда Америка принялась взаимодействовать со многими нелиберальными режимами, включая коммунистический Китай, мудро воспользовавшись советско-китайским расколом 1972 года.
Сегодня Китай – единственное государство, способное бросить вызов американской гегемонии. Поэтому Соединенным Штатам, как и в прошлом веке, следует придерживаться политики прагматизма – отказаться от своих идеологических предубеждений и сотрудничать с «недемократическими» странами Азии, заинтересованными в сдерживании КНР. Эти страны – Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Филиппины и даже Россия.
Безусловно, либеральная демократия остается величайшей формой правления, изобретенной человечеством. Однако последние три десятилетия доказали, что попытки навязать этот идеал другим странам посредством военной силы являются контрпродуктивными и заведомо провальными. Штатам следует подавать пример у себя дома, обеспечивая безопасность американцев и осмотрительно отстаивая свои стратегические интересы за рубежом без придирок к идеологиям.
Известный государственный деятель лорд Пальмерстон в свое время кратко объяснил, почему внешняя политика имперской Великобритании оказалась настолько эффективна в XIX веке: «У нас нет вечных союзников и нет вечных врагов. Вечны только наши интересы, и мы обязаны следовать им». Последние три десятилетия вашингтонские политики полностью игнорировали эту мудрость, и не похоже, что Байден планирует принять ее.
Американскому народу будет лучше, если внешняя политика, наконец-то, будет сосредоточена на основных интересах Штатов. Видеоконференция в Zoom с ярким названием «Саммит за демократию», в принципе, не способна серьезно повлиять на что-либо.