Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Воля к борьбе: готовы ли американцы и китайцы умереть за Тайвань?

Доктор Бен Коннэбл, американский эксперт по оценке воли к борьбе и руководитель исследований в DT Institute, считает недостаточным понимание ситуации вокруг Тайваня как в Вашингтоне, так и в Пекине. Источник: The National Interest.

И США, и КНР серьезно готовятся к войне. Президент Байден сделал эскалационные дипломатические заявления и направил на Тайвань военных советников, в ответ Китай активизировал военные учения… Такое балансирование на грани может быть полезно для стратегического сдерживания, но также оно очень рискованно.

Причины ведения войны Америкой в защиту Тайваня не были разъяснены ни вооруженным силам, ни общественности Штатов. Почему американцы должны умирать за Тайвань? Нет договора, требующего защиты Тайваня. Это остров Соединенные Штаты официально даже не признают независимым государством.

Просить американцев умереть в защиту тайваньской демократии после катастрофического вывода войск из Афганистана будет очень непросто. Если вспомнить аргумент байденовской администрации – сохранение афганской демократии не стоит американских жизней – то почему вдруг сохранение тайваньской демократии должно стоить американских жизней? На этот вопрос сложно ответить без погружения в тревожные дебаты о морали, которых администрация Белого дома очень хочет избежать, поскольку в ближайшее время идеологически обосновать войну за Тайвань им не удастся.

Холодный геостратегический реализм, кажется, является наиболее распространенной основой аргументов в пользу защиты Тайваня. В 2018-м политологи Джон Миршеймер и Стивен Уолт заявляли, что Штатам выгодно защитить Тайвань, поскольку его можно использоваться в качестве гигантского «авианосца» против Китая, а также из опасений, что отказ от Тайваня подорвет доверие к США в Азии.

Воля к борьбе: готовы ли американцы и китайцы умереть за Тайвань?

Станут ли американские военные сражаться и умирать за Тайвань?

Учитывая последние двадцать лет «безупречных тактических действий» США, ее политическим или военным лидерам «крайне трудно» представить себе, что американцы отказываются воевать.

Американские военные не участвовали в боестолкновениях с равным противником со времен Второй мировой. Готовы ли американские летчики, моряки, солдаты и морпехи умирать тысячами, чтобы защитить тайваньское производство полупроводников и, теперь уже запутанное, представление о военном авторитете США? Предполагается, что они сделают то, что им приказывают. Но, учитывая ставки, это предположение необходимо пристально анализировать.

Воля к борьбе: готовы ли американцы и китайцы умереть за Тайвань?

Готово ли американское общество нести бремя войны?

Если большинство мирных американцев игнорировали войны в Ираке и Афганистане без каких-либо последствий, то война с Китаем будет замечена всеми. Американцам предстоит серьезный экономический кризис, поскольку после начала боевых действий товары из Китая и других азиатских стран резко исчезнут. США могут испытать длительные перебои в работе интернет-сервисов, поскольку китайские хакеры атакуют коммерческие и военные логистические цепочки, питающие американскую военную машину. В войну за Тайвань напрямую и очень тесно окажутся вовлеченными все американцы.

При подходящих обстоятельствах, например, после неспровоцированного нападения Китая на вооруженные силы Америки, ее гражданские жители могут захотеть поддержать страну лично, как это было в 1941-м, после атаки Перл-Харбора. Похожую, хоть и меньшую патриотическую поддержку вызвали теракты 9/11. Но сейчас в обществе и культуре Штатов глубокий раскол и не ясно, может ли Байден рассчитывать на поддержку американцев тайваньской войне.

Воля к борьбе: готовы ли американцы и китайцы умереть за Тайвань?

Готовы ли китайские коммунисты умирать за Тайвань?

Лидеры Китая, скорее всего, не сомневаются в своей способности вторгнуться на Тайвань, разбить его вооруженные силы и отразить американскую контратаку, закрепив свои успехи. Но им, конечно же, известно, что предстоят тяжелые потери и уничтожение силами США большей часть их военной техники, из-за чего экономика Китая будет серьезно ослаблена. Особенно пострадает китайская инициатива «Один пояс, один путь», поскольку Штаты и их союзники постараются блокировать Китаю доступ к глобальной добывающей промышленности.

Учитывая также неопытность НОАК к битвам высокой интенсивности, становится очевидно, что война против США не послужит интересам КНР. Китайские лидеры определенно понимают, что их карьеры могут не выдержать двойного воздействия на страну крупной военной и экономической катастрофы.

Воля к борьбе: готовы ли американцы и китайцы умереть за Тайвань?

Америка должна изучить волю к борьбе

Именно эта воля определяет склонность бороться, действовать, и упорствовать в любых военных конфликтах. Недостаток знания у США в этом вопросе очевиден: в Вашингтоне не понимают собственной (а также китайской) готовности сражаться.

Генерал Марк Милли недавно заявил, что он пытается понять факторы, что поспособствовали провалу афганской армии. Военно-политические аналитики не должны были ставить Милли в положение, когда ему приходилось заниматься подобными вычислениями уже после стратегического поражения.

Человеческую волю нельзя точно рассчитать, потому что люди — не машины. Корпорация RAND (Бен Коннэбл работал там в 2016-2021 гг.) предлагает две поэтапные аналитические модели – одну «военную» и одну «национальную» – разработанные для понимания и прогнозирования воли к борьбе. Другие эксперты изучают способы формализовать анализ воли к борьбе.

Американские власти должны попытаться применить эти подходы, чтобы понять волю Китая и Штатов к борьбе прежде, чем случится стратегическое поражение Америки или же «пиррова победа» над Китаем. По крайней мере, раз Байден усиливает дипломатическую напряженность, ему следует просчитать варианты подготовки американских военных и общественности к войне, которая не выгодна ни одной из сторон, но становится все более вероятной.