Обозреватель издания FP Колум Линч постарался разобраться, почему ООН сложно вводить санкции против России и «как это исправить». В публикуемом на Инфосми переводе исходной статьи FP была сохранена авторская орфография.
4 июня 2021 г. группа экспертов ООН, расследующая нарушения санкционной политики ООН в ЦАР, представила комитету Совбеза ООН по санкциям отчет, в котором описывались нарушения, совершенные гражданами России, одной из наиболее активных стран-участниц Совета.
На 184 страницах отчета утверждалось, что военные инструкторы-россияне напрямую участвовали в боевых действиях на территории ЦАР, без разбору убивали невооруженных мирных жителей, а также похищали у местных жителей еду и припасы.
В ходе этой встречи Иван Хорошев, российский представитель в комитете Совбеза по санкциям, резко осудил содержание доклада комиссии. Заявляется, будто российские инструкторы участвовали в боях против вооруженных формирований. Неправда. Да, представленные на фото вооруженные люди являются российскими инструкторами, но оружие ими используется лишь в целях самообороны. Указывается, будто русские зверствовали. Не более чем беспочвенные утверждения сторонников вооруженного восстания, поддерживающих свержение правительства ЦАР.
«Что до кражи инструкторами кур и матрасов у гражданских лиц, то эти сведения могут дискредитировать лишь выдвигающих подобные обвинения», — заявил Хорошев (копия его конфиденциальных замечаний имеется у FP). «Российские инструкторы обеспечены полным содержанием, включающим все постельные принадлежности».
Произошедший острый обмен мнениями сигнализирует о возрастающем недовольстве Россией панельными обсуждениями в ООН.
В этом году Россия заблокировала продление контрактов с прежними экспертами по санкциям в ЦАР, Конго, Сомали и Южном Судане, что вызвало обеспокоенность в части жизнеспособности санкционной политики ООН.
Русские в ЦАР
Правительство Центральноафриканской Республики привлекло российских и руандийских советников, чтобы противодействовать коалиции повстанческих групп, пытающихся насильственно прийти к власти. В декабре 2020 г. Россия сообщила санкционному комитету Совбеза ООН, что для поддержки правительственных сил в ЦАР направлены сотни невооруженных бывших российских офицеров для обучения сил полиции и армии.
Москва утверждает, что на территории ЦАР не находилось более 550 инструкторов единовременно, хотя эксперты ооновской комиссии сообщили о численности порядка 2 100 инструкторов. Согласно российским властям, их инструкторы никогда не участвовали в вооруженных боях в ЦАР и не причиняли каких-либо злодеяний.
Тем не менее, в ходе июньской встречи представитель экспертной группы процитировала несколько свидетельств центральноафриканских очевидцев о том, что российские инструкторы участвовали в насильственных нападениях.
В одном из инцидентов 28 декабря, описанном конфиденциальными источниками, силы FACA и российские инструкторы обстреляли грузовую машину на КПП в Гримари (префектура Уака, ЦАР).
«Когда водитель пытался остановить грузовик, солдаты FACA обстреливали его с обеих сторон, а российские инструкторы стреляли в кабину машины», — говорится в отчете. Эксперты отметили, что в этой бойне было убито трое гражданских лиц и ранено 15, включая шестерых женщин и одного подростка. Местные власти подтвердили, что никто из пассажиров грузовика не был связан с вооруженными группами.
Экспертная группа также продемонстрировала серию фото российских инструкторов с вооружением, в том числе снимок сидящего возле пулемета россиянина на блокпосте в городе Богила (префектура Уам), а также опубликованные в Фейсбуке изображения вооруженных русских, сопровождающих на ж/д станции премьер-министра и главы Минобороны ЦАР в процессе январского визита руководства страны в Боали.
В ответ российский представитель Иван Хорошев пояснил, что российский инструктор всего лишь сидел возле пулемета в ожидании возврата солдата FACA, обеспечивавшего охрану этого блокпоста. Что касается вооруженных сопровождающих, то, по его словам, они являются персоналом стороннего ЧОП. «Российские военные инструкторы к этой компании никакого отношения не имеют», — подчеркнул Хорошев.
Он также опроверг сообщения, что Россией в качестве инструкторов нанимались арабоязычные военнослужащие из Сирии и Ливии. «Все наши инструкторы с российским гражданством. Часть из них с северокавказских республик, они владеют несколькими языками, включая арабский, что могло привести к неправильному выводу об их происхождении», — заметил Хорошев.
Глава «Содружества офицеров за международную безопасность» (члены этой организации военных-отставников работают инструкторами в ЦАР и других странах) Александр Иванов сообщил экспертной группе ООН в письме, что «ни одно из обвинений против FACA и союзных им сил не имеет достоверного подтверждения, поскольку всегда основывается на безосновательных анонимных показаниях».
Причины недовольства России экспертными панелями ООН
Какую конечную цель преследует Россия, занимаясь блокировкой панелей? Стремится ли Москва добиться от экспертных групп осторожности, когда их участники пресекают российские действия России в Африке, или же российское правительство намеревается атаковать всю санкционную систему ООН? Другой возможной причиной считают дипломатические источники, может быть поиск вариантов обеспечения контроля или средств влияния на участников групп по санкциям.
В случае с ЦАР только один россиянин был включен в группу экспертов, что вызвало недовольство России тем, что в ооновских группах по санкциям главным образом участвуют граждане Запада.
Неоднократно в частном порядке и путем публичных заявлений российские дипломаты настаивали на разнообразии среди экспертных участников панелей.
«Многие члены экспертной группы с необходимым уровнем образования и опытом проживали на Западе и имеют двойное гражданство», — подтвердил британец Дино Махтани, ранее служивший ооновским экспертом по Сомали. «Особенно большой перевес именно британских граждан».
Дипломат Совбеза сообщил FP, что русские сейчас интенсивно обсуждают с Секретариатом ООН национальный состав комиссий. По его мнению, от России все же получится добиться определенных уступок на этих переговорах.
«Я действительно считаю, что члены P3 (США, Великобритания, Франция) стали опасаться введения жестких санкций», — отметил Ричард Гоуэн, эксперт по ООН в «Международной кризисной группе» (IGG). «США и Великобритания мечутся сейчас вокруг оружейного эмбарго потому, что это оттолкнет Китай. В Совбезе никто не хочет оказаться в «сирийском» цикле вето по отношению ко Мьянме, который может инициировать Пекин».