Посетившая Исламабад 7-8 октября Венди Шерман, замгоссекретаря США, от имени байденовской администрации дала понять властям Пакистана, что двусторонние отношения между странами серьезно ухудшились.
Накануне своего прибытия в Пакистан Шерман в прямой форме изложила новые параметры американо-пакистанских отношений, использовав публичное мероприятие в Мумбаи. Она подчеркнула, что текущее состояние отношений между Вашингтоном и Исламабадом не эквивалентно углубляющимся связям Штатов с Индией.
По словам Шермана, поездка в Пакистан имела «очень конкретную и узкую цель» — поговорить об Афганистане и «Талибане» (запрещен в РФ). «Мы не на наблюдаем широких взаимоотношений с Пакистаном, и мы не заинтересованы в возвращении к периоду, когда «Индия-Пакистан» произносилось через дефис», — добавила она.
Прием Венди Шерман в Пакистане на следующий день был достаточно странным. Запланированная встреча с премьер-министром Имраном Ханом так и не состоялась. Высокопоставленные источники из Пакистана сообщили «Гардиан», что между Исламабадом и Вашингтоном существует дипломатическая напряженность, которую необходимо разрешить, и что Хан раздражен отсутствием звонка от Джо Байдена.
Однако глава Мининформации Фавад Чаудри заявил, что переговоры с Шерман прошли успешно. «Я считаю, что замгоссекретаря очень тепло пообщалась в Пакистане, и она поняла пакистанскую точку зрения», — сообщил Чаудри.
Учитывая, что Байден придает большое значение личным отношениям с мировыми лидерами, что было им особо подчеркнуто в речи 31 августа, в которой он пообещал акцентировать внимание на региональной дипломатии. В этом контексте его решение не звонить в Исламабад является очевидным сигналом недовольства Вашингтона текущими взаимоотношениями Имран Хана с талибским Афганистаном.
По характеристике пакистанского премьера, захват власти «Талибаном» позволил «разорвать оковы рабства». В то же время Штаты хотят, чтобы Пакистан поддержал международную солидарность в непризнании «Талибана», отстаивание прав женщин и других демократических принципов.
Мольба о звонке
Для Исламабада, привыкшего к неформальным и личным отношениям Трампа с Ханом, холодный подход байденовской администрации стал шоком.
В недавно опубликованной СМИ записке Шах Махмуд Куреши глава пакистанского МИД требовал от вашингтонского посольства Пакистана организации телефонного разговора между Байденом и Ханом.
«Несмотря на существующую ситуацию в Афганистане и ключевую роль, которую в этом играет Пакистан, очень жаль, что Белый дом остается безразличным к пакистанскому руководству», — говорится в письме, обвиняющем президентскую администрацию в «незрелом понимании».
«Таким образом, ожидается, что вы примете адекватные меры и предпримите достаточно дипломатических шагов, чтобы гарантировать стратегическую значимость Пакистана на всех дипломатических форумах».
После утечки записки пакистанский министр иностранных дел заявил, что это подделка. Однако официальные источники подтвердили ее подлинность.
Пакистан давно обвиняют в ведении двойной игры по отношению к борьбе с терроризмом: с одной стороны, Исламабад является вроде как союзником Штатов в «войне с террором», с другой – поддерживает и спонсирует движение «Талибан», предоставляя им на территории Пакистана для проживания и перегруппировки.
Обозреватель и аналитик Сирил Алмейда сообщил: «После 9/11 США смотрели на Пакистан через афганскую призму. Теперь, когда все выглядит так, что Пакистан выиграл в Афганистане прокси-войну против сверхдержавы, – эта сверхдержава, похоже, не в настроении прощать или забывать».
Афганская проблема крайне актуальна для Пакистана, очень желающего, чтобы потоки гуманитарной помощи поступали в Афганистан и не допустили бы его полного краха, который иначе приведет к огромному дестабилизирующему притоку беженцев.
Легитимация власти «Талибана»
С той поры, как к власти в Афганистане пришли талибы, Пакистан публично заявлял о будущем признании нового афганского правительства, имеющего тесные связи с мощной военной разведкой Пакистана (ISI).
Всего лишь на прошлой неделе, давая интервью турецкому телеканалу TRT World, Имран Хан заявил, что Штатам «рано или поздно» придется признать талибское правительство Афганистана.
На Западе существует опасение, что Пакистан способен признать новую афганскую власть, подорвав тем самым международное давление на «Талибан» с требованием официальных заверений в отношении прав человека, безопасности и свобод женщин. В опубликованной пакистанским изданием Dawn статье сообщается со ссылкой на источники в США, что Штаты не хотят, чтобы Пакистан признал легитимность режима талибов прежде остального международного сообщества.
Ответная реакция Вашингтона
В отличие от трамповской администрации, Белый дом при Байдене более сосредоточен на продвижении демократии и прав человека во всем мире, поэтому многие полагают, что Байден в конечном итоге будет оказывать давление на пакистанского премьера по поводу нарушений прав человека и цензуры в пакистанских СМИ.
Так, в отчете американского Госдепа от 2021 года имеется подробная глава, осуждающая нарушения прав человека в Пакистане, подавление свободы слова, маргинализация женщин и меньшинств.
Сенатор Мустафа Наваз Хохар, экс-глава сенатского комитета Пакистана по правам человека, считает, что, хотя США «долгое время хранили молчание, когда речь шла о демократии и нарушении прав человека», администрация Байдена может сейчас сыграть решающую роль в привлечении к ответственности администрации Имран Хана.