По убеждению некоторых американских политиков-демократов, пишет обозреватель «Ассошиэйтед Пресс», серебряной пулей для выхода из долгового тупика может стать «пуля», сделанная из платины. Мол, достаточно будет отчеканить монету номиналом $ 1 000 000 000 000, и эта сверхмонета позволит наводнить казну наличными и одновременно свести республиканцев с ума.
Даже серьезные сторонники «триллионной» монеты, которых не так много, называют эту идею уловкой. Они говорят, что это будет странный выход из странной проблемы бухгалтерского учета, угрожающей серьезными последствиями для кошельков обычных людей и американской экономики в целом, если ее не решить в ближайшие дни.
Какой бы невероятной ни была эта идея, однако она реалистична, поскольку у правительства есть право превратить триллион долларов в одну государственную монету без разрешения законодателей.
Но как это возможно, если даже главе Минфина США не позволительно просто напечатать деньги, чтобы выплатить госдолг? Все потому, что 20 лет назад в Штатах принят необычный закон, позволяющий правительству чеканить монеты любого достоинства без одобрения Конгресса при условии, если эти монеты платиновые.
Правда, целью данного закона было поддержать чеканку памятных монет для коллекционеров, а не создать «ядерный вариант» решения финансового кризиса.
В частности, в «монетном» законе утверждается, что американский Минфин «может чеканить и выпускать платиновые инвестиционные монеты и пробные платиновые монеты в соответствии с такими спецификациями, дизайном, разновидностями, количеством, номиналом и надписями по усмотрению Секретаря (прим. Инфосми: должность министра финансов в Штатах официально называется «Секретарь казначейства»)».
По мнению защитников идеи монеты триллионного достоинства, ее время пришло. Но глава Минфина Джанет Йеллен, администрация Белого дома и некоторые высшие политики-демократы во вторник (5 октября) отвергли эту идею. Впрочем, предыдущие лидеры США в критических ситуациях с госбюджетом вариант платиновой монеты также отвергали.
«Единственное, что может быть страннее [единицы с 12 нулями на одной монете], так это политически вызванный дефолт», — отозвался о идее с монетой сенатор-демократ Марк Уорнер.
По словам Йеллен, «Конгрессу необходимо продемонстрировать миру, что его ставка на выплаты Америкой долгов действительна». Платиновая монета, заметила она, «всего лишь уловка».
«Конечно, это уловка», — считает профессор права Рохан Грей из Университета Уилламетт (Сейлем, штат Орегон).
«И тот факт, что [монета] представляет собой бухгалтерский трюк, является источником ее силы, а не недостатком», — написал Грей в своем исследовании 2020-2021 годов для Kentucky Law Journal. «Идея борьбы с бухгалтерской проблемой путем бухгалтерского решения совершенно логична, поскольку само наращивание долга можно рассматривать как большой и плохо продуманный бухгалтерский трюк».
Штаты достигнут долгового «потолка» 18 октября, если Конгресс вовремя не приостановит его действие. Сейчас обе партии в Сенате зашли в тупик – республиканцы не желают присоединяться к демократам в том, что прежде было рутинным мероприятием, а демократы опасаются использовать для решения проблемы только собственные голоса.
Монета в один триллион долларов
Идея такой монеты впервые привлекла внимание в 2013 г., когда Барак Обама изо всех сил пытался привлечь республиканцев на свою сторону. Эксперт по налоговой политике Дональд Маррон, возглавлявший Бюджетное управление Конгресса при Буше, заявлял тогда, что это не лучшая, но и не ужасная идея.
Высказывались и другие экстраординарные решения, к примеру, ссылка на гарантию 14-й поправки Конституции Штатов, утверждающей, что «законность госдолга США, разрешенная законом,… не будет подвергаться сомнению», что, по мнению некоторых экспертов права, допустимо использовать для полного аннулирования долгового лимита.
Белый дом, сообщила Джен Псаки, рассмотрел все подобные варианты, «и ни один из них не был жизнеспособным», и «единственный путь – через решение Конгресса».
Верхний предел долга был установлен в эпоху Первой мировой войны, чтобы облегчить для США выпуск облигаций, не требующих всякий раз одобрения Конгресса. Законодателям оставалось только контролировать предельный размер госдолга.
Повышение или приостановление долгового лимита до недавнего времени главным образом было задачей бесспорной, поскольку задолженность, прежде всего, возникает за счет бюджетных расходов, уже одобренных Конгрессом или покрывающих выплаты, предусмотренные законом. Однако в Соединенных Штатах наших дней все, что угодно, является пищей для внутриполитического противостояния двух партий.
Казначейство не может вводить в обращение новую валюту, поскольку этим правом обладает лишь ФРС. Теоретически триллионная монета может быть отчеканена и депонирована в ФРС, после чего ее стоимость попадет на общий счет Казначейства и будет использоваться для оплаты значительного объема счетов.
На практике же никто точно не знает, как это будет работать и к каким проблемам, например, к инфляции, может привести. Демократы, похоже, опасаются разрушать запутанный процесс, тем не менее, многими поколениями служивший золотым стандартом в глобальном кредитовании.
«Аналитики рассмотрели иные варианты избежания дефолта, как-то определение приоритетности платежей, признание лимита долга неконституционным и разовую продажу золота Форт-Нокса», — сообщил в 2013 г. Дональд Маррон. «Все они вызовут серьезные практические, юридические и имиджевые проблемы. Но в этой малоприятной группе иных вариантов платиновая монета смотрится относительно блестящей».