NI: может ли Израиль рассчитывать на стабильность поддержки США?

Учитывая планы сокращения американского присутствия на Ближнем Востоке, пишет иерусалимский корреспондент Мустафа Явуз Фатих, Израилю могут потребоваться альтернативные меры безопасности и новые союзники.

Особенно внимательно за недавними событиями в Афганистане следил Израиль, известный «особыми отношениями» со Штатами. У этой страны есть множество поводов проявлять опасения в отношении возможного ухода США из Сирии и Ирака – двух стран, географически близких к Ирану. Поддержка США на этих территориях всегда имела решающее значение для безопасности Израиля.

Одни израильтяне утверждают, что ядерная программа Ирана представляет собой крайне серьезную угрозу существования иудейского государства. Другие настаивают на маловероятности ядерно-иранской угрозы для страны. Однако Израилю географически не хватает места для маневрирования армии и не хватает стратегической глубины, чтобы обеспечить защиту граждан в случае полномасштабной войны.

Учитывая, что Тель-Авиву хорошо известно о превосходстве иранской угрозой возможностей израильского военного потенциала, власти страны не рискнут использовать армию для прямого боестолкновения с Ираном. Лучший вариант для Израиля – решать эту проблему при помощи сверхдержавы, поэтому Тель-Авив крайне заинтересован в сохранении военного присутствия США в регионе.

Основная угроза Израилю в действительности исходит не от ядерной программы Тегерана, а от его регионального влияния, эффективно применяемого в Сирии и Ираке. К примеру, в Ливане Иран использует в политическом и военном отношении «Хезболлу», прямо связанную с ним в интересах географического преимущества при потребности атаки Израиля.

Помимо непосредственного обеспечения безопасности с военной точки зрения, американская поддержка позволяет Израилю улучшать отношения с близлежащими странами. Сделка в рамках «соглашения Авраама» позволила формализовать уже существующие отношения Тель-Авива со странами Персидского залива и, в большей степени, сформировать антииранскую ось против влияния противника, считающегося ими потенциальной угрозой безопасности. Кроме того, договоренности послужили посланием Штатам, показывающим, что государства Персидского залива являются жизнеспособными региональными партнерами США.

Известно, что «соглашения Авраама» наибольшую экономическую прибыль принесли именно Израилю, согласно статданным которого внешняя торговля страны с ОАЭ возросла до $ 613,9 млн за год (прежде было лишь $ 50 млн ежегодно). Но причина этого прямо связана со Штатами, поскольку на Ближнем Востоке все пути в Вашингтон идут через Тель-Авив.

Помимо неопределенности будущего для Израиля, тени после вывода войск из Афганистана также нависли над Саудовской Аравией, поскольку Соединенные Штаты убрали из этой страны систему ПРО и ракетные батареи «Патриот». Саудовский принц аль-Фейсал очень пытается добиться уверенности в дальнейшей поддержке Америки.

По данным израильского информагентства Walla, новый премьер страны Беннетт попросил Байдена на встрече в Белом доме (27 августа) сохранить американские контингенты в Сирии и Ираке, не передавая безопасность Америки на аутсорсинг.

Израилю стоит беспокоиться

Не исключено, что военная помощь Штатов и их почти безоговорочная дипломатическая поддержка в ближайшей перспективе могут стать условными. Эту новую динамику уже осознали страны Персидского залива. ОАЭ спешат улучшить отношения с Турцией и Египтом. Кроме того, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия, похоже, сворачивают свои старые конфликты. Прежде, в эпоху Трампа-Нетаньяху, Израиль являлся стратегической средой, в атмосфере которой эти субъекты относились друг к другу враждебно. Теперь же в регионе установилось новое равновесие, и Израилю недопустимо оставаться в стороне.

Ввиду этих опасений и в случае полного ухода США с ближневосточного региона Израиль может столкнуться с множеством различных сценариев, требующих от него поиска других региональных союзников для обеспечения собственной безопасности.

Несмотря на «соглашения Авраама» и внешне улучшенное положение региональной политической обстановки, Израиль по-прежнему находится посреди враждебных арабских государств. Например, некоторые источники указывают на противодействие Израиля продаже стелс-истребителей F-35 ОАЭ и Катару. Учитывая неопределенность, которая вновь вышла на первый план во время «арабской весны» и на фоне смены альянсов в регионе, опасения Тель-Авива по поводу перспективы применения этих F-35 Израиля являются оправданными.

Существующая израильская политика в отношении палестинцев, в особенности по отношению к мечети Аль-Акса, может быстро переменить взаимоотношение арабских режимов к Израилю, если Америка уйдет из региона.